Фанфик «Обзор сериала Махабхарата» (Махабхарата-2013, АУ). Серия 15
Коронация Панду
Чтобы реморализоваться после пережитого Дхритараштра стал метать в комнате кинжалы*, но это не помогало – в ушах всё равно слышался голос Видуры, заявляющий, что Дхритараштра не способен управлять государством. Под очередной кинжал чуть не попала все-таки дошедшая до мужа Гандхари. Хотя он сразу ей сказал, что сейчас его лучше не трогать, она высказала свое мнение, что с ним поступили жутко несправедливо. Ее прервал вошедший Санджая – колесничий Дхритараштры.
Санджая будет помощником Дхритараштры на протяжении всего сериала – на нем не только управление колесницей принца, но и помощь там, где шефу не хватает зрения.
Санджая принес известие, что царская семья решила сейчас короновать Панду. Идея, что царем сделают брата, уже была в голове Дхритараштры, но когда она стала фактом, то он, уверенный, что это результат интриг самого Панду против него, с новой силой испытал чувство обиды. Ведь Дхритараштре всегда казалось, что уж кому-кому, а брату он может доверять безоговорочно и в любом случае рассчитывать на его поддержку, а Панду так подло с ним поступил. И тут впервые Дхритараштра озвучил горькую для него мысль, что он не только потерял возможность править самому, но и передать царство кому-то из своих будущих сыновей - ведь Панду, заняв трон, выберет наследником собственного сына, которого хоть и нет еще, но, понятно, что это дело времени. И вот это уже настолько расстроило Дхритараштру, что он даже не стал сопротивляться, когда Гандхари принялась обнимать его, желая таким образом утешить.
Правда, чуть подуспокоившись и вспомнив, что собирался не подпускать Гандхари к себе, Дхритараштра вырвался из ее объятий и ушел, а она со своей повязкой, конечно, не могла его догнать. Но в принципе, для нее это уже был большой прогресс в отношениях с мужем; да и несмотря на всё его хамство в ее адрес, ей было его реально жаль**, она искренне переживала за него и хотела, чтобы ему полегчало.
*Для него было сделано специальное устройство, которое время от времени подзвучивало мишени.
**Я думаю, что конкретно в этот момент и Гандхари, и Шакуни, которые прожили во дворце всего день и подробностей об отношениях в царской семье не знали, были склонны верить версии Дхритараштры об интригах Панду. Позже они, конечно, получше узнали Панду; кроме того, им там прислуга могла рассказать все детали, в том числе и то, что Панду очень любит брата и никогда бы так с ним не поступил.
***
А Панду, на самом-то деле, в зале изо всех сил пытался объяснить семье, что отношения с братом ему дороже, он не хочет, чтобы этот злосчастный трон стал между ними, и он очень просит, прямо умоляет, не делать его царем. Но тут уже выступил Бхишма, не столько даже как государственный деятель, а скорее, как отцовская фигура, и сказал Панду «Надо!»: в стране должен быть царь, а Дхритараштра всё равно не прозреет, так чего ждать-то.
И Панду короновали.
Семья Гандхари испытывала при этом противоречивые чувства: с одной стороны, их, мягко говоря, кинули, с другой стороны, причиной этому стало решение Гандхари завязать себе глаза. Шакуни вышел из тронного зала, даже не дождавшись окончания церемонии, а вот родители досидели до конца.
Еще раз отмечу, как прекрасна музыкальная тема коронации.
***
После того, как коронация закончилась, родители Гандхари пришли к сыну предложением ехать уже домой в Гандхар. Шакуни, с горя явно что-то принявший, присоединяться к ним категорически отказался. Из его пьяного бреда можно понять следующее: он считает, что с Гандхари здесь обошлись ужасно - мало всего предыдущего, так еще и корону не дали, а ведь Бхишма, когда сватал ее, это обещал; Шакуни не собирается терпеть, что об его сестру тут вытирают ноги, поэтому он решил остаться в Хастинапуре* и всячески вредить Кауравам до тех пор, пока они не сделают Гандхари царицей. В дополнение к таким намерениям Шакуни спьяну воткнул себе нож в верхнюю часть ноги, чтобы рана не давала ему забыть об интересах сестры.
Теперь Шакуни всегда будет прихрамывать.
Еще в этой сцене у Шакуни мы видим впервые вот такую штуку:
Это поле для игры в кости
И сами кости
Игра в кости – популярная азартная игра в древней Бхарате и в сюжете будет иметь важное значение, даже правила позже объяснят. По сути, это довольно примитивная настольная игра-ходилка, где игроки ходят фишками по размеченному полю в зависимости от выпавших на костях очков.
Шакуни очень любит играть в кости - это прямо одна из его ключевых характеристик. Но, что важно, он не игроман, ему нравится играть, но головы он при этом не теряет.
*У Шакуни действительно были причины и поводы жить во дворце Кауравов неопределенно долгий срок: Гандхари оставила себя без зрения, так что его желание быть рядом с сестрой и помогать ей вполне естественно. Кроме того, в царском совете Хастинапура были представители вассалов царства, и он, раз уж всё равно поселился у сестры, вошел в этот совет как депутат от Гандхара.
***
Кришна поговорил о том, что часто люди, с которыми обошлись несправедливо, стремятся не восстановить справедливость, а отомстить, то есть позволить себе жестокость и насилие по отношению к обидчику, а значит, они сами становятся на преступный путь.
***
Вечером еще не вполне протрезвевший Шакуни пришел к Дхритараштре, который, конечно, был всё так же расстроен, но гнев уже утих, так что он даже был способен более-менее спокойно разговаривать и слушать собеседника. Сначала он удивился, что у Шакуни изменилась походка. Потом спросил, почему он еще до сих пор не свалил в Гандхар. И тут Шакуни в своей особой манере начал промывать мозги зятю. Он сказал, что Дхритараштра зря считает, что трон для него потерян навсегда, и нет никаких средств получить его. Как минимум, одно средство есть всегда – это время, которое, может, и нескоро даст результаты, но если его правильно вложить, то даст обязательно. В случае с Дхритараштрой это значит, что если он воспользуется благословением Гандхари, то получит сто сыновей, и если он вложит время в их воспитание, то получит сто верных сторонников. Что сможет этому противопоставить Панду? Дхритараштра, правда, в какой-то момент сказал, что это вообще-то наглость со стороны Шакуни вот так откровенно настраивать его против собственной семьи. Шакуни парировал это тем, что он был поражен, как подло поступила с зятем его так называемая семья, и что вообще по гандхарским понятиям при таком отношении можно смело утверждать, что у Дхритараштры нет семьи. Вернее, уже есть – это Гандхари и Шакуни, а если к этому добавятся еще и сто его будущих племянников, то это будет такая сила, с которой все в Хастинапуре должны будут считаться.
Высказавшись, Шакуни ушел, оставив Дхритараштру в смятении.
Интересно, что здесь борьба за трон начинает уже переходить в «педагогическое» противостояние. Бхишма говорил, когда сватал Гандхари, что само количество потомков не имеет такого уж принципиального значения. На примере Панду и его, так сказать, ответа на благословение Гандхари это и будет продемонстрировано.