Панду уезжает на войну
Кришна не мог пройти мимо решения Карны отказаться от любимого дела из-за отсутствия поддержки в семье. Он выловил лук из речки в своем саду и поговорил о ситуации, когда родители навязывают ребенку собственный опыт в надежде, что это принесет ему счастье и успех в жизни.
Забота о благополучии собственных детей естественна, но нужно обязательно учесть такие моменты:
1. Опыт родителей может уже потерять свою актуальность, и для детей он будет бесполезен.
2. Таланты и способности это дары Бога, поэтому вовсе не обязательно, что детям будет интересна та сфера, где их родители достигли успеха.
3. Борьба с трудностями приносит ценный опыт, поэтому если ребенок готов преодолевать препятствия, следуя собственным, а не родительским, идеям, разумно поддержать его.
Вывод, сделанный Кришной: родителям лучше развивать способности ребенка и те полезные качества характера, которые помогут ему справляться с проблемами, чем пытаться самим организовать его будущее.
***
В своей спальне Кунти продолжала
Панду, как положено, подарил Кунти брачную корону и даже попробовал пристроить ее в волосы жены, но быстро сдался и со словами «государством управлять проще» позволил Кунти самой надеть себе на голову это украшение. После того, как традиция была успешно выполнена, Панду предложил жене присесть на кровать и вытащил явно заготовленную заранее тему для смолтока: какой прекрасный формат он выбрала для сваямвары. Но Кунти было не до светских бесед, она сидела на кровати, как на иголках, мяла в пальцах фенечку и с переменным успехом пыталась подвести беседу к своей проблеме. В конце концов она все-таки смогла выдавить из себя фразу «мне надо сказать вам кое-что». Тут Панду, который, конечно, видел, что жену что-то беспокоит, замолчал, включил всю свою эмпатию и приготовился внимательно слушать. Кунти начала свое обычное невразумительное бэмэ, вроде того, что мы уже слышали, когда она хотела поговорить с отцом на ту же тему перед сваямварой. Но в этот раз она совсем недолго мучилась, потому что вдруг раздался сигнал тревоги. Панду сказал, что такие сигналы дают только по действительно серьезным причинам, поэтому он должен сейчас же пойти и узнать, что произошло.
***
Оказалось, что враги напали на дружественное Хастинапуру царство Мадру, и те просят военной помощи. Это означало, что сам царь должен возглавить войско для поддержки союзника - и что Панду, узнав о случившемся, собирался сделать. Однако Бхишма и Сатьявати стали совместно уговаривать его не идти на эту войну - Панду только что женился, и это точно не последняя война при его правлении; он еще успеет навоеваться, а сейчас армию, как обычно, поведет Бхишма. Но тут выступил Дхритараштра, который тоже, разумеется, вышел на сигнал тревоги, и он открытым текстом выдал то, о чем Бхишма и Сатьявати рады были не говорить, имея такой повод, как недавняя свадьба – какой Панду в военном походе, вы о чем??? Лучше уж он тогда пойдет, хоть он и слепой, но так будет всяко безопаснее для престижа Хастинапура. Панду всё это выслушал и сказал, что это, может, и не последняя его война, но точно первая, и то, как она будет проходить, много скажет о новом царе и народу, и всем соседям. Поэтому вести войско должен он – это и будет его испытанием на царскую профпригодность. И пусть родные не переживают – ведь дядя брал их с братом в походы и всему там научил, так что Панду представляет, как это делается и что от него требуется. Ну а если будет видеть, что не справляется, то, конечно, позовет на помощь дядю, потому что в любом случае благо Хастинапура - это для него наивысший приоритет, а не всем доказать, что ему неслабо. Сатьявати опять попыталась зайти со стороны недавней женитьбы, мол, это же будет неуважением к молодой жене, если он прямо сейчас свалит на войну. На это Панду ответил, что выполнить союзнические договоренности с Мадрой - его царский долг, и никакие личные дела его не притормозят. И о каком уважении вообще может быть речь, если у него сейчас голова уже полностью занята этой предстоящей войной. Короче, как Панду ни убеждали, что надо отправить воевать Бхишму, а самому возвращаться к Кунти, он остался непреклонен: раз его сделали царем, то и делать он должен именно то, что полагается царю – и никак иначе. Сейчас он только
***
Для Кунти, конечно, стало совершенной неожиданностью то, что им с Панду сейчас придется расстаться, но решение мужа отправиться на войну она полностью одобрила - она же сама из царской семьи и знает, что у царя рабочий день не нормирован. Само собой, она пожелала Панду легкой победы и пообещала, что будет молиться за него и ждать домой с нетерпением.
Только вот когда она благословляла мужа, то забыла, что фенечка всё еще у нее в руке, и обронила ее на бусы Панду. Он не заметил фенечки, а вот на заминку Кунти из-за этого обратил внимание, но Кунти как-то отморозилась. Короче, осталась она без фенечки – Панду унес ее на своей одежде.
***
Прошло несколько месяцев, а война в Мадре так и не закончилась, и Панду всё еще был там. Но если раньше он регулярно писал в Хастинапур, то в последнее время от него не приходило никаких известий, и это, разумеется, сильно тревожило Кауравов, в том числе и Кунти. Но вот она наконец-то услышала долгожданный звук прибывшей почты, и побежала в тронный зал узнать, есть ли какие-то новости с фронта.