Фанфик «Обзор сериала Махабхарата» (Махабхарата-2013, АУ). Серия 79
Искушение Юдхиштхиры
Первые кадры серии дают нам понять, что чьи-то эксперименты с Луной еще не закончились, но нашим героям сейчас, конечно, было не до того - в частности, Пурочане, который, узнав, что Пандавы догадались о планируемом поджоге, решил немедленно устроить пожар во дворце и сбежать. Он и его сыновья отправились за факелами.
***
Пандавы продолжали обсуждать ситуацию. В том, что Дурьодхана способен на подобный злой умысел, у них сомнений не было, но ведь он знал, что Арджуна может своими огнетушительными мантрами погасить даже лесной пожар – не совсем же их кузен альтернативно одаренный, чтобы пытаться сжечь их при таких раскладах. Но тут они посмотрели по сторонам и увидели такое:
РИП ;(
Тут уже братьям стало не до размышлений, и они побежали в столовую. За Бхиму, они, понятно, не переживали, а вот мама могла и отравиться. По законам масскина они ворвались в столовую в последнюю секунду и вытащили ядовитую кашу чуть не изо рта Кунти. Но успели – и мама была спасена*.
Братья все объяснили Кунти и Бхиме и сказали, что им надо сейчас же арестовать Пурочану и отвезти в Хастинапур для дальнейшего расследования – пока он не поджег дворец и не убежал. Но тут Кунти остановила сыновей и стала слезно просить их не делать этого. В принципе, она повторила то, что говорила в 40-й серии после отравления Бхимы – Кауравы им не семья, если хотят их смерти, а царский дворец – не дом, если там нужно бояться за свою жизнь, и сейчас умоляла Пандавов инсценировать их собственное убийство, чтобы Дурьодхана уверился в том, что его план сработал, и получил наконец ту власть, ради которой он снова пошел на преступление. Они же, по замыслу Кунти, станут жить инкогнито в том лесу, где ее сыновья родились и выросли - без царских привилегий, но и без страха злоумышления со стороны псевдо-родни. Ее просьба привела молодых людей в замешательство.
То, что говорила мать, очень отзывалось у Юдхиштхиры - как мы помним из 72-й серии, он готов был отдать Дурьодхане власть, которая оказалась для него тяжким бременем, да и в 65-й серии склонялся к тому, чтобы уступить просьбам Дхритараштры и отречься от прав наследника трона в пользу кузена. С другой стороны, он помнил и крайне негативную реакцию Бхишмы на такие идеи, и возражения Арджуны – и был согласен с дедом и братом, что в его случае отказаться от власти это значит принести вред своей стране. Короче, тут мы опять видим искушение толкового человека, действительно способного бескорыстно править государством на благо его народа, отречься от правления ради благ личного характера – и Юдхиштхира колебался, что же ему выбрать.
Остальные же братья поначалу не демонстрировали никаких колебаний и были настроены, прямо скажем, воинственно** – они не хотели отказываться от своих прав на царство, оставлять преступные намерения кузена без ответа и вообще жить отшельниками в лесу. Но Кунти продолжала настаивать, указывая сыновьям на то, что, как и в прошлый раз, Дхритараштра не позволит наказать своего сына, даже если вина того будет очевидна; и вообще кузен не оставит их в покое ни при каких обстоятельствах и так или иначе втянет в междоусобицу – и Кунти точно не нужно такое царствование, если из-за него ей придется потерять кого-то из своих детей.
Первым эмоционального давления не выдержал Арджуна – он сказал, что они сделают всё, как скажет мама, лишь бы она перестала плакать сейчас, и ей было хорошо в будущем. За ним идею Кунти поддержали и остальные братья – в том числе и Юдхиштхира. Было решено, что они сейчас убегут из дворца и, не выдавая себя, поселятся в родном лесу, при этом во внешнем мире все будут уверены, что они погибли при пожаре.
То есть Юдхиштхира таки не устоял перед искушением годного правителя и решил пойти по пути Бхишмы-Гандхари-Панду только без всяких клятв и официальных отречений. Тут ближе всего параллель, наверное, с Бхишмой, у которого основным мотивом отречения от прав на трон было желание обеспечить счастье отцу, а у Юдхиштхиры – обеспечить счастье матери, хотя и с Гандхари, по-моему, есть что-то общее, только Юдхиштхира мог себе позволить сбежать от тягот государственного управления в лес, а для Гандхари даже такое было слишком большой роскошью – ей пришлось бежать в слепоту.
*Должна заметить, что к моему зрительскому разочарованию Бхима так и не попробовал отравленный рис. Мне жаль, потому что с моей точки зрения, это скрасило бы натянутость вот этого «еще мгновение – и Кунти была бы мертва», типичного для посредственной кинопродукции, плюс продемонстрировало бы нам, что Васуки в 39-й серии всё верно сказал - после рептилоидных укусов яды действительно не могли повредить Бхиме.
**Это довольно часто прослеживаемая тема в сериале – четверо младших братьев полностью единодушны в отстаивании какой-то достаточно агрессивной позиции, поскольку уверены в ее справедливости, и только Юдхиштхира видит в этом неисполнение истинной дхармы, хочет, чтобы все жили дружно, и убеждает остальных Пандавов в том, что его решение будет самым правильным, или пользуется традиционным древнебхаратским правом старшего брата требовать послушания от младших.