«Обзор сериала Махабхарата» (Махабхарата-2013, антифанфик). Серия 122
Вришали
Пандавы уехали в Кхандавапрастху не одни, конечно – кроме обещанной Видурой георазведки с ними отправили разный обслуживающий персонал дворца и прочих людей рабочих специальностей, чтобы обустроить для жизни новое место. Плюс были и просто желающие сразу поехать на освоение Кхандавапрастхи – за то непродолжительное время, пока Юдхиштхира был наследным принцем, он создал себе хороший имидж, и в целом хастинапурцы были очень рады тому факту, что он выжил при пожаре и все-таки когда-то станет их царем, однако когда сценарий так резко поменялся и оказалось, что Юдхиштхира поедет управлять другими землями, то те, кого ничего по-настоящему в Хастинапуре не задерживало и у кого было желание резко сменить жизненные декорации, тоже отправились за Пандавами, не сомневаясь, что у Юдхиштхиры обязательно всё получится и бесплодная пустыня под его управлением превратится в цветущий край.
Но по сути с ними ехала большая неорганизованная толпа, и, как это часто бывает в таких случаях, там нашелся один активный мужчина по имени Вришабхану, взявший на себя роль неформального вожака этих людей.
По дороге в Кхандавапрастху он улучил подходящий момент и предложил Кришни свою дочку в качестве служанки. Кришни с ней поговорила и по результату такого собеседования сказала ей присоединиться к нескольким другим служанкам в ее кортеже. Молодую женщину звали Вришали.
***
Наконец переселенцы преодолели последнее на своем пути водное пространство - реку, которая была естественной границей столичного региона и Кхандавапрастхи. Дальше дорога шла на возвышенность, где и располагалась провинция, а река осталась внизу.
Немного проехав по вот таким пейзажам,…
...народ приуныл.
Приуныли и сами Пандавы – они вспомнили, что вообще-то Юдхиштхира имел право на всю империю, а их кинули везде, где можно, и все, кто мог, всучив самое худшее, да еще и оставив в вассальной зависимости.
Кришни напомнила мужьями, что иначе Хастинапур неизбежно увяз бы в сепаратистских конфликтах, так что Юдхиштхира принял верное решение – хоть и отдал свои права на царство, но не допустил войны в царстве, и это правильно – правитель, допустивший войну на своей территории, уже проиграл. Юдхиштхира чуть повеселел…
…и сказал, что, конечно, здесь, в Кхандавапрастхе, будет много работы.
Его услышала Вришали и сказала другим служанкам рядом с ней, что, мол, ага - работы-то много, только не он же будет работать, а народ. Это свою очередь услышала Кришни, подозвала Вришали и переспросила, что та имеет в виду.
Вришали, не ожидавшая, что ее слова услышит госпожа, почувствовала, что попала, и сначала попыталась съехать с темы трудовой эксплуатации, сказав, что она просто совсем не рада этому переезду в Кхандавапрастху – это у ее отца взыграл дух авантюризма, но она любит родной город и дом, и там у нее остались дорогие люди, места и воспоминания, а что касается работы – так ей что там, что здесь вджобывать на рабских условиях, однако в Хастинапуре по крайней мере с водой проблем нет.
Кришни с темы не съехала – как минимум, она помнила, как сама высказывалась Кришне насчет поработать в 89-й серии и что тот ей ответил. Она сказала, что понимает, о чем говорит Вришали: это действительно проблема их общества, и, к сожалению, она даже не может ей сейчас пообещать какие-то конкретные социальные гарантии, поскольку она как представитель власти связана на текущий момент хастинапурскими законами, но приоритетом их политики обязательно станет обретение независимости в кратчайшие сроки, и в будущем всё точно станет лучше, поэтому Вришали есть смысл жить и работать в Кхандавапрастхе, а прямо сейчас Кришни может пообещать Вришали уважение к ее труду – потому что никакое законодательство не обязывает работодателя относиться к работнику плохо. Тут Вришали осмелела и сказала, что ничего особо нового она сейчас не услышала, потому что все цари обещают человеческое отношение к народу, но обещаниями они всегда и заканчивают, а реально под благоденствием хастинапурского народа Дхритараштра понимает благоденствие элиты, которое обеспечивается эксплуатацией хастинапурского народа, и так оно было всегда, поэтому с чего ей думать, что при Юдхиштхире что-то поменяется? Потом она подумала, что, пожалуй, много наговорила совсем уж лишнего, и отметила, что вполне осознает, что подрывает такими словами общественные устои, и готова понести за это от Кришни наказание. Та ответила, что не верить кому-то, в том числе и царице, это не преступление, а значит, Вришали не заслужила наказания, но для самой Кришни такие слова это стимул своей деятельностью оправдывать справедливые общественные ожидания от ее правления, в том числе и ожидания рабочего класса.
P.S. Посмотрев эту серию, зрители пересекли экватор сериала!