Скучная лекция
Это семейная серия, но в конце будет и обычное. Первая сцена лично мне очень нравится. Хотя она далеко не первостепенной важности в истории, но зато такая 3 в 1: дает представление о настоящем – правда, в данном случае это больше о семейных отношениях, чем о каких-то важных событиях, происходящих в данный момент; дает возможность получить ответ на вопрос, который неизбежно возникнет в будущем – наряду со сценой пикника не берегу океана из 133-й серии, где нам показали сына Кришны и Рукмини; и, наконец, она просто станет в будущем двигателем сюжета. Я люблю такие «многозадачные» эпизоды.
Итак, мы попадаем в комнату Субхадры, где она играла в кости со служанкой, и по ее внешнему виду…
…мы понимаем, что нас двинули на несколько месяцев вперед.
К Субхадре зашел Арджуна, которого она совсем не ожидала – наоборот, была уверена, что муж точно не придет, потому что, по его же словам, у него сначала семейно-политическая сходка с Кришни, братьями и Кришной, а потом государственные дела.
Но прежде чем перейти к той беседе, которая у них там сложилась, хочется напомнить о том, в какой манере Арджуна обычно разговаривает с Субхадрой. На самом деле сцен, где они общаются, по сериалу не так много, но они есть, и везде Арджуна с ней ведет себя в одном и том же стиле: по возможности отмораживается от ее неинтересного ему любовного внимания, а когда она слишком достает, то мягко троллит – но всё это вежливо, по-светски и с милой улыбкой на лице. Единственным исключением была сцена из 132-й серии, где Арджуна, обеспокоенный независимым будущим Индрапрастхи, бросился с этим своим беспокойством к Кришне, даже не поздоровавшись с Субхадрой, которую сам же Кришна и позвал сразу после того, как Арджуна подошел к нему. В остальных сценах он всегда сохраняет в разговоре с ней крайне вежливый, но при этом покровительственный тон человека, чей собеседник в его представлениях в принципе не способен сказать что-то значимое, и его нет смысла воспринимать серьезно и тратить на него свое реальное внимание сверх того, что предполагают хорошие манеры – а в случае с Арджуной можно смело говорить об отличных манерах. В данной же сцене эта всегдашняя вежливость Арджуны по отношению к Субхадре была помножена на высокую отцовскую сознательность, которая не давала ему забыть, что при этой беседе присутствует и их с Субхадрой ребенок, пусть и в еще не рождённом состоянии. И хотя смысл его реплик был далек от мимими, но все они были сказаны в очень приятном и заботливом тоне, исключающем какие-либо намеки на претензию или недовольство, хотя по факту ничего хорошего он там Субхадре не сказал.
Итак, Арджуна зашел, когда Субхадра его не ждала, и увидел вот что:
Субхадра, дождавшись, когда Арджуна подойдет достаточно близко, чтобы слышать ее слова, обратилась к служанке и сказала ей в своей обычной манере древнебхаратской "блондинки", что та свободна, потому что теперь она может поиграть в кости с мужем - она надеется, что он не откажет своей жене, ждущей его ребенка, в такой ее прихоти.
Арджуна ей на это ответил, что он не хотел бы, чтобы его сына интересовали азартные игры и алкоголь, а родительский долг требует учить его любви и воинскому искусству. Кстати, упоминание Арджуной спиртного и тут же эти бокалы в комнате это прямо неожиданность, особенно если учесть ее беременность, потому что раньше никакой выпивки рядом с Субхадрой вообще не было показано и ничего не предвещало, но, видимо, ей таки было тоскливо в Индрапрастхе и во дворце, несмотря на все архитектурные шедевры, понты, волшебные приколы и даже практически постоянное присутствие брата ;(.
Субхадра ответила, что научить сына воинскому искусству Арджуна, безусловно, сможет без проблем, но он точно не справится с задачей «учить любви» – и вот ее тон как раз недвусмысленно давал понять, что это претензия, в отличие от тона Арджуны, где претензию можно было уловить только в смысле сказанного. Но Арджуна на недовольство жены прореагировал милой улыбкой, а потом сказал, что с задачей научить сына воинскому искусству он как раз к ней и пришел, только он очень просит ее не засыпать во время его лекции. Субхадра ответила, что она, конечно, постарается, но, может, и Арджуна постарается как-то поинтереснее это всё рассказывать, чтобы ее так отчаянно не клонило в сон от его лекций.
После этого Субхадра присела на диванчик, а Арджуна развернул рядом на столе вот такую голограмму.
Это построение войска под названием чакра-вьюха.
Арджуна долго и увлеченно рассказывал то, что положено знать великому воину об этом боевом порядке. Когда он закончил, то увидел, что Субхадра на диванчике крепко спит.
Он вздохнул, подумав, что, увлекшись объяснениями, даже не засек, в каком именно месте лекции она уснула, свернул голограмму и поправил подушку под головой Субхадры. После этого он пошел на выход, по пути вытащив из своей одежды «особенный» камень друга, который Кришни отдала ему в 136-й серии из своей брачной короны. Удостоверившись таким образом, что камень точно при нем, Арджуна еще раз вздохнул и направился в дворцовый сад навстречу той непростой задаче, которую он, если так по-хорошему, уже давненько должен был выполнить, - окончательно помириться с Кришни и таки вернуть этот камень в ее корону.
***
После того, как Субхадра стала жить в царском дворце Индрапрастхи, Кришни понадобилось не слишком много времени, чтобы понять – она напрасно думала, что Арджуна женился на Субхадре по любви, и по поводу этого брака он с самого начала говорил Кришни истинную правду – только под давлением Кришны и только ради независимого будущего Индрапрастхи он согласился жениться еще раз. Понимание того, что в Субхадру он точно так же не влюблен, как и в нее, вернуло Кришни в тот оптимистичный настрой насчет ее собственных отношений с Арджуной, который у нее был до того, как произошла драма с Гандивой, и который я отмечала в обзоре 126-й серии - они же всегда вместе, живут дружно, связаны одним делом и одной семьей, так что вполне возможно, что со временем Арджуна все-таки ответит взаимностью на ее чувство. Но при этом Кришни не хотела возвращать «особенный» камень в свою брачную корону раньше, чем она точно удостоверится, что действительно покорила его сердце - а пока что никаких знаков, что дело двинулось с мертвой точки, не было. Однако Арджуна и без всяких порывов и намеков насчет возврата камня с ее стороны заметил момент, когда в ее характерном взгляде на него, полном любви и обожания, опять появилась надежда. Как всегда, он испытывал при этом взгляде острые приступы чувства вины из-за его абсолютной уверенности, что он никогда не сможет ответить на любовь Кришни - то есть не будет любить ее так, как она этого хотела бы. Но с другой стороны, он понимал, что теперь, когда Кришни знает и верит, что его с Субхадрой связывает не любовь, а отбывание Арджуной супружеской дхармы не желанного ему союза, то как раз и наступил правильный момент ответить за слова, сказанные им у дворцовых ворот, о том, что после всех аскетических подвигов он вернулся в Индрапрастху ее преданным мужем и, несмотря на все драмы, не отказался от Кришни как от жены. Первая и главная причина такого желания ответить за свои слова была в том, что Арджуна сам считал это правильным: еще тогда, когда после приказа матери поделить Кришни с братьями камни друга вступили в игру, он понял, что при таких обстоятельствах она и является, пожалуй, той единственной женщиной, которую он бы без внутреннего протеста назвал своей женой, и с тех пор ничего не поменялось, пусть даже жизнь кое-где внесла свои коррективы. Конечно, сейчас к тому печальному факту, что братьям так и не удается заслонить в сердце Кришни его дурацкий портрет, прибавилось еще и отбывание супружеской дхармы с Субхадрой – то есть ни о каком семейном счастье во всей его полноте для Арджуны больше не могло быть и речи, но в любом случае ему хотелось видеть на брачной короне Кришни все пять камней Кришны вместе. Второй причиной было то, что это имело и практический смысл, пусть и в непонятном сейчас будущем – Арджуна хотел еще детей, но не дурочки Субхадры, а нормальной адекватной разумной и способной к государственному управлению Кришни, которая точно не засыпала бы от его лекций по военному делу. Рядом со второй причиной была и третья – если вдруг вопрос муторного сожительства с дурочкой Субхадрой снова окажется актуальным, то пятый камень в короне Кришни даст ему возможность решительно обозначить идею, что по справедливости пока Кришни не станет матерью его сына, ни о каких новых детях с Субхадрой не может быть и речи.
Короче, по мнению Арджуны, наступил правильный момент для возврата «особенного» камня в корону Кришни, и не было никакого смысла затягивать окончательное примирение с ней. Но как только он понял, что теперь это лишь вопрос выбора одного романтического момента из тех, что, вообще говоря, в жизни происходят постоянно – было бы желание их увидеть, а если уж не получается увидеть, то можно и самому подстроить, то все романтические моменты вдруг куда-то подевались, а насчет «подстроить» куда-то подевались все идеи. Вскоре его чувство вины опять сильно прибавило в весе за счет неприятного ощущения, что он затягивает дело, которое надо было сделать еще вчера/неделю/месяц(ы) назад. Наконец, Кришна спросил у него, так Арджуна герой или где, и не давно ли пора уже вернуть «особенный» камень в корону Кришни, а если другу не хватает романтического момента, то у него есть идея – на днях он предложит в качестве веселого времяпрепровождения запускать в саду воздушных змеев, и там такой момент обязательно найдется. Арджуна уточнил – они пойдут в сад запускать змеев втроем, а потом Кришна свалит под каким-то предлогом? Кришна посмотрел на Арджуну с немым вопросом, какая вероятность того, что при таком развитии событий Арджуна не свалит под каким-то предлогом за ним, а вслух сказал, что они пойдут не втроем, а всемером, и никто никуда не свалит, потому что есть смысл и его братьям напомнить тот момент, когда они надевали на голову Кришни эту корону, много чего ей при этом пообещав. Это сильно удивило и даже обеспокоило Арджуну, потому что он сам никаких проблем между Кришни и братьями не замечал, однако всегда чувствовал ответственность за то, что пятимужие было его идеей, а его собственное семейное счастье во многом базировалось на очевидном семейном счастье его братьев и Кришни. Короче, Арджуна запереживал и попросил у Кришны подробностей. Но друг, как всегда, подробностей не выдал, и Арджуна решил просто во всем довериться ему - тоже как всегда.
На следующий день как раз во время семейно-политической сходки Кришне пришло срочное сообщение из Двараки о том, что на нее напала армия царя Шальвы и его очень просят побыстрее присоединиться к участию в этой неожиданной войне. Арджуна сразу подумал, что друг уедет сейчас же, а запуск змеев перенесется на то время, когда тот снова появится в Индрапрастхе – и хотя причина переноса была суровой, да и Арджуна совсем не хотел, чтобы Кришна куда-то уезжал, но он все-таки испытал даже некоторое облегчение, что романтический момент наступит не на днях, а попозже. Но Кришна сказал, что он уедет завтра, и в свете его отъезда не организовать ли им после сходки веселое времяпрепровождение в саду – например, не позапускать ли там воздушных змеев. Эта идея всем понравилась, и все ее подержали – в том числе и Арджуна, конечно. Однако по ходу дальнейшего обсуждения государственных дел он, оценивая свое нынешнее состояние души, понял, что сейчас, пожалуй, как-то у него вообще нет необходимого для такого ответственного дела романтического настроя. Поэтому после окончания сходки Арджуна сослался на выполнение отцовского долга и пошел под неодобрительный взгляд Кришны не в сад, как все остальные, а к Субхадре читать ей лекцию о чакра-вьюхе – что мы и увидели в прошлой сцене.
Но как ни увлекал Арджуну его собственный рассказ о чакра-вьюхе, он, конечно, испытывал время от времени острые приступы чувства вины – в этот раз перед другом, который специально для создания романтического момента - о чем они уже договорились и Арджуна заверил, что точно поучаствует, - отложил свой срочный отъезд на войну, а Арджуна слился в последний момент. Заснувшая во время лекции Субхадра окончательно придала ему решимости прямо сейчас, никуда не откладывая и не дожидаясь романтического настроя, сделать всё возможное, чтобы больше у него детей с ней не было. И даже если окажется, что веселое времяпрепровождение в саду уже закончилось, то он обязательно найдет Кришни и подстроит какой-то романтический момент сам – но до завтра в ее короне будут уже все пять камней! В самом деле, он герой или где?!
В саду он сразу увидел, что веселое времяпрепровождение не закончилось, а как раз в самом разгаре и проходит не просто весело, а можно даже сказать буйно – если смотреть туда, где с нитями от воздушных змеев в руках были его братья.
Несколько в стороне, без воздушных змеев, стояли Кришни и Кришна и просто разговаривали, что Арджуну совсем не удивило в свете завтрашнего отъезда Кришны – видимо, они хотели пообщаться друг с другом, ни на что не отвлекаясь.
Ноги, конечно, сами несли Арджуну в буйное веселье братьев, но он вспомнил недавнее,…
…собрал всю свою наличную силу воли и сориентировал себя в сторону друга и Кришни.
Вдруг Накула упустил свою нить и от этого стал издавать всякие звуки разочарования, а братья смеяться над ним, обратив этим внимание остальных на вырвавшегося в небо змея. Тот, попав в какой-то особый
Арджуна понял, что вот и пришел тот романтический момент, который ни в коем случае нельзя упускать, если он настоящей герой. Он бросился подбирать эти камни в траве, совершенно уверенный, что это напомнит Кришни, как он подбирал их в 107-й серии, после чего они вдвоем приняли окончательное решение, что она должна стать женой не только Юдхиштхиры, а всех пятерых братьев.
Но Кришни среагировала совсем нехарактерно – вдруг ужасно расстроилась и вместо того, чтобы смотреть на ползающего в траве Арджуну и вспоминать романтику, стала беспокойно спрашивать Кришну, неужели это знак, что у нее нет мужей. Мужья, кстати, подошли ближе, сообразили, в чем дело, и, как и Арджуна, были удивлены странной пессимистичной реакцией жены.
Кришна забрал воздушного змея из рук подруги, а потом спокойно ей ответил, что, мол, нет и нет - камни выпали, прошлое прошло, но жизнь на этом не закончилась, и свой долг всё равно надо исполнять, хоть с мужьями, хоть без,...
...но все сабжи сами здесь присутствуют, и ей лучше не у него, а у них спросить, есть у нее мужья или нет.
Арджуна, который все тормозил в траве с подбиранием камней в надежде, что Кришни всё-таки обратит на него внимание и вспомнит романтику старта их союза, опять забеспокоился, что, похоже, что-то нехорошее проходит мимо него в отношениях Кришни с братьями.
Братья, теперь больше удивленные словами Кришны, чем пессимистичной реакцией жены, стали наперебой заверять Кришни, что они у нее есть – вот все на месте, любят ее, хотят, чтобы она была счастлива и на всё готовы ради этого, а сейчас хотят, чтобы она не расстраивалась из-за ерунды. Арджуна тут решил, что хватит ему уже тормозить, симулируя поиски камней, которые он давно нашел, и поднялся с ними в одной руке и с короной в другой. Он еще раз удивился, что потеря камней с короны так сильно расстроила Кришни, которая обычно всякие дурные знаки и тому подобное вообще не принимала близко к сердцу, а теперь вот чуть не плачет. Но суровые слова Кришны навели его на мысль, что, скорее всего, друг как раз и обсуждал с Кришни какие-то неведомые ему проблемы между ней и братьями, и Кришни расстроилась не столько из-за самого выпадения камней из короны - что и правда было на нее не похоже, - сколько из-за того, что этот случай совпал с какой-то сложной темой разговора. Но, конечно, когда Кришна ему вчера сказал, что поможет с романтическим моментом, то тогда Арджуна это несколько не так себе представил.
Однако он подумал, что надежда на романтику всё равно не потеряна, и сейчас он будет делать то, что делал на ее глазах перед самой свадьбой – вставлять камни в корону. Он тоже ей сказал, что все мужья на месте и на всё готовы ради ее счастья – стараясь особо подчеркнуть слово «все», - а камни он сейчас вставит на место, и корона станет такой, как была изначально – тут он постарался подчеркнуть слово «изначально».
Кришни, конечно, стала смотреть на то, как Арджуна вставляет камни, но было совсем не заметно, чтобы к ней приходила романтика – она таки стала плакать. Он подумал, что, возможно, подчеркивания пошли в минус, а не в плюс, и Кришни вспомнила случившиеся потом семейные драмы, из-за которых корона перестала быть такой, как была изначально – но это было как раз не страшно. А вот братья что-то сильно растерялись, особенно видя, что Кришна вообще не делает никаких успокаивающих движений, а просто отмороженно смотрит на происходящее.
Наконец четыре камня, поднятые с травы, были вставлены, и Арджуна вытащил тот «особенный», который был у него. Он показал его Кришни и спросил, не против ли она, чтобы этот камень тоже оказался на том месте, на котором ему и положено быть, равно как и муж?
Как ни была твердо настроена Кришни не возвращать камень в корону, пока она не будет точно уверена во взаимности ее любви к Арджуне, но тут она растаяла – слезы закончились, в глазах появились любовь и обожание, а на губах ее обычная улыбка. Она ничего не ответила, но Арджуна воспринял такое молчание как знак согласия, вставил «особенный» камень и хотел уже вернуть ей корону. Но тут вдруг ему в голову пришли слова друга о том, что братьям есть смысл освежить в памяти кое-что, и он радостно предложил им вспомнить, какая у них была замечательная свадьба, и надеть эту корону всем вместе, как это было тогда,...
...и, кстати, Кришна тогда, как и сейчас, был единственным свидетелем-гостем.
Братья его поддержали – и Кришни всем им послала свой теплый любящий взгляд, а также сказала, что уже не расстраивается из-за ерунды, с ними на месте, любит их, хочет, чтобы они были счастливы и на всё готова ради этого.
Арджуна продолжал пребывать в недоумении, что Кришне не так,...
...если очевидно же, что все пятеро довольны и счастливы.
Только вот там на свадьбе кто с какой стороны держался за корону, никто уже не помнил – да и какая разница! – но одно было точно – за «особенный» камень в центре держался Юдхиштхира. В принципе, его и на самой свадьбе именно в этом моменте совместного надевания брачной короны выкинуло из любовных эмоций к Кришни в размышления, за что ему такая судьба, но тогда Арджуна был весь в счастье и радости от того, что он вместе с братьями женится на Кришни, и на старшего брата никакого особого внимания не обращал, а больше на Кришну, посылая ему взгляды благодарности за девушку мечты. А в этот раз Арджуна еще на этапе перекладывания своей руки с "особенного" камня, за который он продолжал держаться после того, как вставил его, на соседний уже и пожалел, что всё это затеял, а не просто отдал корону Кришни, чтобы она сама ее надела себе на голову. Но Кришна, вроде бы, смотрел на него как на героя, и Арджуна и в этот раз послал ему взгляд благодарности за то, что и завтра, и послезавтра, и вообще теперь всегда он будет видеть на голове у Кришни все пять камней друга вместе.
***
В конце серии мы побывали и в Хастинапуре. Там к Видуре пришел Дхритараштра и сказал, что Дурьодхана его сегодня удивил. От этих слов брата Видура сразу изменился в лице и даже после его объяснений – мол, удивил приятно, сказав, что хватит уже этого политического игнорирования Индрапрастхи, и вообще надо замириться с Пандавами, напомнив им, что они родня, и хорошо бы им забыть все обиды со всех сторон - не был уверен, что это сюрприз приятный, потому что за прошедшие месяцы он не замечал, чтобы племянник реморализовал поруганное кшатрийское достоинство до такой степени, чтобы вносить подобные предложения. Поэтому Видура сразу заподозрил интригу.
Дхритараштра, впрочем, на вопрос Видуры, что как-то это слишком красиво со стороны Дурьодханы, сказал, что сын же будущий царь Хастинапура и прекрасно видит, что Индрапрастха на политическом небосклоне Бхараты это всерьез и надолго, поэтому дипотношения в любом случае надо устанавливать – а раз так, то стоит помириться с Пандвами и как с родственникам, чтобы получить с этого политические ништяки. Тем более, у них есть, что предложить Пандавам именно со стороны генеалогии – в качестве извинений за все палки в колеса, которые Хастинапур вставлял Индрапрастхе на ее пути к независимости, признать Кришни законной женой Юдхиштхиры и полноправным членом их царской семьи, то есть, и ее будущие дети будут принадлежать династии Куру - а для Пандавов это точно важный момент, поэтому они должны воспринять предложение помириться на таких условиях позитивно.
Видура сказал, что как-то всё равно мутно, и спросил, что брат хочет лично от него. Дхритараштра ответил, что Видура должен поехать в Индрапрастху как официальный представитель Хастинапура с дипмиссией. Но кроме переговоров об установлении дипотношений пусть брат поговорит с Юдхиштхирой и его братьями просто как дядя на предмет того, что хорошо бы им всем забыть старые тёрки со всех сторон - ведь Видура, по сути, остался единственным среди Кауравов, кто сохранил с Пандавами действительно добрые родственные отношения, - и сообщит им, что в качестве первого шага к полному примирению Кауравы приглашают Пандавов и Кришни в гости в Хастинапур именно как своих родных, без официоза. Во-первых, Кришни благословят как жену Юдхиштхиры, официально примут в царскую семью Хастинапура, и Гандхари как старшая замужняя женщина в династии проведет с ней по этому поводу все полагающиеся ритуалы. Во-вторых, во дворце устроят грандиозную светскую тусовку в честь их приезда – там музыка-танцы, еда-напитки, светские беседы, тамада и конкурсы интересные. Видура тут же спросил насчет последнего – брат точно уверен в своих сыновьях в том смысле, что товарищеские поединки не сведутся к рубилову, а в особо трудных случаях, которые им хорошо известны, к откровенному мордобою? Дхритараштра заверил Видуру, что никакого мерянья оружием он точно не допустит и характер светской тусовки будет 100% мирный, но в конкретику программы мероприятия логично углубляться тогда, когда Видура привезет согласие Пандавов приехать к ним в гости – на что Дхритараштра очень надеется. Кстати, в качестве мелкой заманухи можно пообещать Пандавам, что на планируемую тусовку будут приглашены гуру Дрона с Ашваттхамой – наверняка ученикам понравится идея встретиться со своим учителем, особенно Арджуне как его всегдашнему любимчику.
Видура сказал, что он задачу понял и как только проработает все вопросы насчет дипотношений, то сразу выедет со всем этим в Индрапрастху. Дхритараштра еще раз выразил надежду на полный успех поездки брата, то есть на успех не только в отношении политики, но и в отношении примирения в династии.
Однако Видура всё равно считал, что не всё здесь прозрачно и точно не без интриги – и как мы понимаем исходя из конца прошлой серии, считал так не зря.
P.S. В прошлой серии история закончила свой путь наверх, к успеху героев-протагонистов, и этим закончился первый сезон сериала. Он называется "Стрела" - как я понимаю, имеется в виду та стрела, которой Арджуна попал рыбе в глаз, и благодаря этому дружный братский союз Пандавов превратился в дружную молодую эффективную команду управленцев государственного масштаба. Во втором сезоне, который начался с этой серии и называется "Сари", действие пойдет вниз, от успеха к потерям, причем пойдет довольно стремительно - в нем всего 66 серий.
Смена сезонов отразилась на заставке, которой начинаются серии - соответственно, и я сменила картинку на ссылке с предисловием.
Будет у сериала и третий, самый короткий, заключительный сезон-развязка, когда история закончит свой путь уже вниз и выйдет на, так сказать, финишную прямую.