«Обзор сериала Махабхарата» (Махабхарата-2013, антифанфик). Серия 145
Приглашение в Хастинапур
Предложение об установлении дипотношений с Хастинапуром, с которым Видура приехал в Индрапрастху, не встретило никаких возражений со стороны ее царского совета, и эта серия в основном посвящена его разговору с племянниками и Кришни о приглашении Дхритараштры. Видура сразу четко обозначил – по его мнению, то, что эта инициатива насчет примирения в династии исходит от Дурьодханы, уже достаточная причина для Юдхиштхиры сослаться на занятость государственными делами и вежливо отказаться.
Братья Юдхиштхиры с дядей полностью согласились. Основная замануха, на которую в прошлой серии напирал Дхритараштра – признание Кришни законной женой Юдхиштхиры, как оказалось, их оставила совершенно равнодушными. Они сказали, что не то, что Кришни, но и их самих в их династии постоянно из нее исключают, называя Пандавами, а не Кауравами – так что пусть уж их отец будет основателем царской династии Индрапрастхи, в дереве которой их дети будут их детьми, а не старшего брата. Сам Юдхиштхира по этому вопросу не высказался, но именно здесь, похоже, его мнение ничем от мнения братьев не отличалось. Но по поводу приглашения в целом он сказал, что не хотел бы ни в чем отказывать дяде, то есть считает правильным всем шестерым поехать в Хастинапур. Братья и Видура опять начали подчеркивать, что приглашение это мутное, и за ним явно стоит какая-то интрига – скорее всего, чтобы отобрать у них Индрапрастху, зависть к сказочному богатству которой в Хастинапуре не особо и скрывают, то есть лучше и надежнее таки сослаться на занятость государственными делами и вежливо отказаться. Тут Юдхиштхира толкнул прекраснодушную речь о том, что если Кауравам так надо это царство, то пусть забирают на здоровье; важны вечные ценности – достоинство, вера в себя и следование дхарме, а остальное приложится, в частности потерянное царство вернется… ну или новое построится… в лесу, кстати, тоже можно жить хорошо и счастливо - кому как не им с их проведенным там прекрасным детством знать это и понимать, что все эти царства – прах и тлен. После этого свою речь толкнула Кришни, и кое в чем она была согласна с Юдхиштхирой. Например, с тем, что не нужно бояться потерять царство - просто потому, что вообще никаких потерь не нужно бояться, а если такой страх есть, то лучше сразу отдать то, что боишься потерять, и таким образом освободиться от всех ограничений страха для свободы действия - и в самом деле, создавать новое царство всяко приятнее, чем бояться потерять то, что есть. А конкретно им так тем более не нужно такого бояться, потому что они уже прекрасно знают и то, что они могут создать царство в принципе, и подробности, как это делается – и вот после этого началось то, в чем она не согласилась с Юдхиштхирой: во-первых, как они опять же прекрасно знают из своего опыта, чтобы создать царство нужно создавать царство, а не по лесам шляться; во-вторых, отдать-то царство можно – не вопрос, но дело же тут не в щедрости/жадности, а в ответственности - царство само собой не управит, так не кому же попало его отдавать, а в какие-то хорошие и надежные головы и руки, а то по Юдхиштхире получается «создал царство – бросил, создал царство – бросил…» - сам бы он хотел жить не-царем в стране с такой стрёмной политической программой…
Юдхиштхира уже открыл рот, чтобы возразить, но Кришни это увидела и попросила его дать ей закончить. Она сказала, обращаясь уже ко всем мужьям, что на самом деле для ответа на нынешний вопрос - ехать или не ехать в Хастинапур - вся эта управленческая философия для нее не имеет никакого значения. Хоть ее это приглашение Дхритараштры ничем не заинтересовало, но очевидно же, что Юдхиштхира хочет его принять и поехать туда всем вместе, и в таком случае она за то, чтобы поехать – просто потому, что это порадует Юдхиштхиру. Своим мужьям она тоже советовала не упираться и порадовать брата - а в Хастинапуре ничего не бояться и разумно действовать по ситуации.
В общем, Пандавы приглашение приняли и пообещали приехать в Хастинапур.
***
Дурьодхана, Шакуни и Духшасана поднялись на дворцовую стену, выглядывая кортеж Пандавов. Когда тот показался на горизонте, Дурьодхана сразу изменился в лице. Шакуни, увидев это, заволновался и стал проводить с племянником инструктаж: мол, если не сможешь сейчас задвинуть свое поруганное кшатрийское достоинство и не поклонишься Юдхиштхире со всем почтением как старшему брату, а Кришни, соответственно, со всем почтением как его жене, то есть своей матери, то так и дальше будешь ему всю жизнь кланяться. Дурьодхана ответил, что дядя его совсем уж за дурака держит: само собой он морально подготовился к приезду Пандавов и к встрече с этой ненавистной женщиной - он поклонится им обоим, но это будет точно в последний раз, и сегодня она заплатит за свои насмешки и наглость и забудет о том, что такое радость жизни навсегда... Шакуни заволновался еще сильнее и сказал, чтобы племянник немедленно повесил себе на лицо какое-то более подходящее для гостеприимства выражение, чем вот этот злобный оскал, и вообще он обещал во всём слушаться Шакуни, поэтому никакой самодеятельности, действовать строго по сценарию, а все импровизации - только по отмашке дяди.