«Обзор сериала Махабхарата» (Махабхарата-2013, антифанфик). Серия 153
Игра в кости. Юдхиштхира проигрывает себя
Итак, после того, как Юдхиштхира проиграл Бхиму, он радостно объявил, что проиграл свою гордость и больше ставить ему нечего – а значит, игра окончена. Он поднялся со своего шикарного кресла и подошел к братьям, которые уже и встали с колен - да и вообще пришли в большое воодушевление, хотя Сахадеву всё продолжали мучить плохие предчувствия.
Дурьодхана призывно смотрел на дядю – мол, как же так, и что теперь делать.
Бхишма сказал Юдхиштхире, что от имени Хастинапура он извиняется перед ним за этот инцидент – и, разумеется, все его братья свободны, а любое требование Юдхиштхиры о сатисфакции за случившееся будет рассмотрено Хастинапуром со всем вниманием.
Тот ответил, что он прощает всех причастных, готов забыть произошедшее...
...и до встречи на светской тусовке.
Дхритараштра расстроился, что и в этот раз интрига сына не увенчалась успехом, и он, даже, вроде бы, выигрывая, всё равно проиграл Юдхиштхире и оказался в лузерах.
Однако Шакуни попросил Юдхиштхиру не спешить уходить, а ответить ему на один вопрос - причем он подчеркнул, что тот, вроде бы, принципиально никогда не врёт, так что он надеется на абсолютно честный ответ. Юдхиштхира подтвердил, что он действительно всегда говорит только правду, поэтому ожидания Шакуни будут полностью оправданы. Тот спросил - если Юдхиштхира, как он сам же и утверждает, никогда не нарушает принципы праведности и справедливости, то есть дхарму, несмотря ни на какие обстоятельства, то неужели он этим не гордится, ведь в этом мире нет более значимой причины для гордости, чем следование дхарме в любых, даже очень стрёмных, ситуациях. Юдхиштхира поник...
…и сказал – хоть и без всякой гордости в голосе, - что он всегда следует дхарме и гордится этим.
На это Шакуни, естественно, сразу сказал, что в таком случае они должны продолжить игру, потому что если Юдхиштхира таки гордится собой, то он может еще поставить себя - против Дурьодханы, который тоже гордится собой.
Юдхиштхира собрался возвращаться к игровому столу, и Накула спросил у него, как всё это соотносится с тем, что брат сам же сказал чуть раньше - что после их проигрыша он больше не гордится собой. Тот ответил, что, к сожалению, Шакуни прав: он и проиграл их только потому, что не мог нарушить дхарму, а тем, что он ей всегда следует и никогда ее не нарушал, он гордится,...
...и даже чувство стыда и вины за проигрыш братьев не отменило чувство гордости от неукоснительной приверженности принципам дхармы.
Тогда Арджуна спросил Юдхиштхиру, как он может ставить себя, если у него есть царские обязанности по отношению к народу Индрапрастхи - он не принадлежит себе, а своему царству, и разве дхарма царя позволяет ему играть на свою свободу? Юдхиштхира ответил приблизительно в том ключе, в котором толкал прекраснодушную речь в 145-й серии, но только не так пространно - мол, царство вторично и пришло к нему по воле судьбы, и потерять его по воле судьбы не адхарма, а вот кшатрий он с рождения и до смерти, и кшатрийское достоинство требует от него сейчас держать слово и поставить на кон себя.
Когда Юдхиштхира уже снова был за игровым столом, Арджуна опять поднял вопрос, что у Шакуни шулерские кости и их надо заменить. Конечно, Дурьодхана немедленно рявкнул, что слугам не позволено открывать рот без разрешения господина, и вообще чего это они встали с колен, а Бхима всё еще в статусных бусах. Проигранные братья опять опустились на колени, и Бхима поснимал с себя украшения. Однако Юдхиштхира таки сказал, что он продолжит игру, только если принесут другие кости. Шакуни ему ответил, что кости меняют только по каким-то объективным причинам или при длинной серии проигрышей, но у Юдхиштхиры их было всего четыре, а перед этим был выигрыш – и этого недостаточно, чтобы требовать замену костей. Юдхиштхира взял со стола кости,...
...разломал их в своей руке...
и бросил обломки на стол перед Шакуни,...
...сказав, что теперь, как он полагает, имеется достаточно объективная причина, чтобы его просьба о замене костей была удовлетворена.
Реакция Дурьодханы достойна рубрики «Лучше тысячи слов».
А вот Шакуни эта потеря костей, на самом деле, не должна была особо тревожить, потому что у него и на этот случай было лекарство, однако сильные эмоции он всё же испытал, пока собирал со стола обломки.
Во-первых, это напомнило ему, что шаблон на ивенте в Индрапрастхе порвался не просто так - Юдхиштхира еще не побежден, и расслабляться рано. Во-вторых, любимый внук ненавистного Бхишмы поломал кости, чей волшебный эффект был обеспечен всегдашним согласием Шакуни со своим покойным отцом, из-за Бхишмы встретившим старость и смерть совсем не так, как тот хотел бы, - этот факт сам по себе вызвал лучи ненависти из глаз Шакуни в сторону Юдхиштхиры.
Но кроме лучей ненависти из его глаз пошли еще и слезы. Шакуни поднес свои ладони с обломками костей к лицу – и слезы закапали на эти обломки.
После этого Шакуни всё так же выразительно посмотрел на Юдхиштхиру…
…и сказал, что просит прощения за то, что не сразу ответил на просьбу царя Индрапрастхи, которая, конечно, обязательно должна быть выполнена. Он подозвал Духшасану - тот, как и старший брат, был в шоке, что их главный инструмент интриги в самом прямом смысле вышел из игры.
Дядя отдал Духшасане обломки и сказал принести другие кости. Когда тот вышел из тронного зала, в его руках началось волшебство,…
…которое закончилось целыми игральными костями,…
...причем несколько отличными от оригинальных, но всё с тем же шулерским эффектом – готовыми выполнять просьбы Шакуни о нужном ему количестве очков на них.
Разумеется, Юдхиштхира проиграл и эту партию.
Пока он проигрывал себя, Кришни еще раз поблагодарила Гандхари и за все подарки, и за интересную беседу, но сказала, что хотела бы сейчас уйти, чтобы как положено загламуриться к светской тусовке – служанки уже должны приготовить всё нужное для этого. Гандхари ей ответила, что да, конечно,...
...а Кунти сказала, что и она пойдет в свою комнату переодеваться.
Все трое вышли из того зала с подарками...
...и опять пошли дворцовыми коридорами и лестницами,...
...по очереди сворачивая каждая к своей комнате со словами о скорой будущей встрече на тусовке.
После выигрыша Дурьодхана тут же объявил Юдхиштхире, что тот теперь его слуга, так что пусть снимает свою царскую корону.
Юдхиштхира поднялся с кресла, снял корону...
...и положили ее на игровой стол.
Потом Дурьодхана подошел к нему, сбросил с него его царский плащ...
...и объявил на весь тронный зал, что Индрапрастха теперь снова принадлежит его империи, как и полагается исконной хастинапурской земле,…
…а Юдхиштхира пусть идет к своим братьям, встанет там на колени и сдаст царские бусы – что тот послушно выполнил.