История Кришны. Васудева и Деваки
Пока Видура и Санджая ехали в Упаплавью, Субхадра там уже приготовила для своего сына красивую царскую свадьбу. Хоть Абхиманью и заверял отца, что к предстоящему браку он относится со всех сторон позитивно, однако вечером накануне свадьбы все-таки загрустил. Арджуна заметил это и загрустил вместе с сыном. А вот Кришна это не только заметил, но и явно предвидел – и на этот случай он заранее вызвал из Двараки их дворцового клоуна, выступления которого Абхиманью, видимо, очень любил. По крайней мере, когда Кришна предложил всем собраться вместе и послушать какие-то байки из его клоунского репертуара, то для Абхиманью это стало приятным сюрпризом, он оживился и повеселел.
Клоуном оказался тот Дхундхумали, которого мы видели в хастинапурском дворце в 22-й серии, то есть уже больше 40 лет назад.
Однако здесь его сильно украшенный павлиньими перьями костюм явно свидетельствовал, что сейчас он работал именно при царском дворе Двараки.
В общем, Дхундхумали еще выступает, и на каком-то этапе своей клоунской карьеры он оставил Хастинапур, а на каком-то из ее следующих этапов решил понаехать в Двараку.
После всяких приветственных шуток, в процессе которых Дхундхумали, конечно, обозначил и то, что завтра здесь пройдет большое торжество – свадьба царской дочери и принца Абхиманью, он предложил его виновнику выбрать байку, которую тот хотел бы послушать этим вечером вместе с остальными. Абхиманью ответил, что он все байки уже слышал, и они ему все нравятся, так что он любую охотно послушает еще раз – поэтому пусть Дхундхумали расскажет ту историю, которую было бы интересно услышать царице Кришни. Та совсем не ожидала, что Абхиманью предложит именно ей выбрать байку, но, видимо, для нее не составляло труда если не сделать окончательный выбор, то, по крайней мере, внести предложения. Кришни сказала, что поскольку поводом для этого семейного мероприятия стала завтрашняя свадебная церемония, то можно послушать про что-то на брачную тему – про свадьбу Шивы или про свадьбу Ситы и Рамы, но, может, молодежи будет интереснее экшн и боевик – например, история о жизни Парашурамы. Для выбора между этими тремя вариантами она обратилась уже к Кришне – наверное, потому, что он же был заказчиком этого представления Дхундхумали. Только Кришна открыл рот, чтобы как-то отреагировать, как влезла Субхадра и сказала ему, что не могла бы она тоже внести предложение?
Не дожидаясь, что по этому поводу скажет брат, она тут же и внесла это предложение - чтобы Дхундхумали рассказал всем историю о том, как родился Кришна и как прошло его детство; конечно, и она, и Абхиманью слышали эту историю много раз, причем, разумеется, не только от клоуна, но она же такая загадочная, интересная и непонятная, что ее можно слушать каждый раз, как впервые. Кришна характерно посмотрел на сестру...
...и дал добро – попросил Дхундхумали рассказать его историю.
***
Тут начинается та самая история Кришны, которую я анонсировала в прошлых обзорах – то есть показ того, что рассказывал о Кришне Дхундхумали. Этой «сказке в сказке» будет посвящено несколько следующих серий – и, как по мне, это самые скучные серии всего сериала. Однако из них, как я раньше упоминала, мы поймем, почему Кришну считали таким крутым и были убеждены, что Всевышний наделил его сверхъестественными способностями, а некоторых даже терзали смутные сомнения, не является ли Кришна его очередной реинкарнацией.
Итак, мы отправляемся далеко назад – лет на 10+ больше нынешнего возраста Кришны в столицу царства Матхура...
Сразу отмечу географическую подробность, которую здесь видно - река под названием Ямуна служит городу естественной границей со стороны юго-востока.
...в тот его исторический момент, когда принц Камса не захотел ждать, пока власть придет к нему естественным путем, то есть после смерти своего отца Уграсены, а совершил государственный переворот, отобрал у отца корону,...
...посадил его в дворцовое подземелье,...
...царем объявил себя и организовал в стране жесткое авторитарное управление.
Это был тот самый Камса, о котором мы уже несколько раз слышали в сериале - что он был дядей Кришны, и Кришна его убил (35-я серия). Еще мы слышали, что Камса был женат на дочери Джарасандхи, и при правлении Камсы Матхура стала союзником Магадхи (16-я серия), а потом, после его смерти от рук Кришны, Джарасандха хотел отомстить тому за зятя и даже добился в этом направлении кое-какого успеха - вынудил семью Кришны, правившую в Матхуре, уйти оттуда и основать себе новое царство - Двараку (135-я серия). В принципе, Камса представляет собой в этой истории тот же типаж
На госслужбе у Уграсены, а потом у Камсы, состоял Васудева – сын царя Шурасены из династии Яду. Тот самый Васудева, который будущий отец Кришны и родной брат Кунти – а еще он родной брат матери Шишупалы, которая была женой правителя царства Чеди.
Васудева не был наследником своего отца и, видимо, решил пригодиться не у себя на родине, а где-то в другом месте – и так понаехал в Матхуру вместе со своей женой Рохини и стал служить при царском дворе. Там он познакомился с дочерью Уграсены – соответственно, сестрой Камсы – по имени Деваки и решил жениться еще раз. Деваки приняла его предложение, Камса тоже не возражал – и молодожены уехали в свадебное путешествие.
Но когда они из него вернулись, то уже при въезде в город их колесницу остановил Камса и заявил - голос с небес сказал ему, что его убьет восьмой сын Деваки, чего, конечно же, Камса не собирается допускать и немедленно убьет сестру.
Сначала муж и жена пытались как-то достучаться если не до совести (из-за голоса с неба убивать сестру???), то хотя бы до здравого смысла – как можно верить таким голосам, если сын Деваки будет племянником Камсы, соответственно, как он может захотеть убить родного дядю? Камса сказал, что это же был не какой-то там голос с неба, а целое божественное пророчество, а родного дядю племянник очень даже может убить хотя бы потому, что какие бы чистки и репрессии он не проводил, а всё равно у него тут есть оппозиция – и вот они могут запросто настроить против него кого угодно.
В качестве оппозиции были помянуты некоторые советники Камсы, в том числе Акрура,…
….который там присутствовал и тоже безуспешно пытался достучаться до здравого смысла царя, указывая ему на то, что подобными действиями Камса совершенно самостоятельно может настроить против себя кого угодно и из-за этого в будущем неизбежно расстанется не только с властью, но и с жизнью.
В конце концов Камса стащил Деваки с колесницы…
…и хотел убить ее своим мечом.
Естественно, за нее вступился муж и сказал, что если Камса что-то ей сделает, то он этого так не оставит – даже если Камса убьет и его тоже, то вся его многочисленная родня придет в Матхуру мстить за него. Камса ответил, что Васудевы и его родственников он не боится – потому что, согласно пророчеству, убить его сможет только восьмой сын Деваки, но вообще-то он может напасть на царство Ядавов и сам перебить всю эту многочисленную родню Васудевы за то, что тот ему смеет сейчас угрожать.
Тогда Васудева сказал, что война Матхуре не нужна ни по чьей инициативе, а голос с неба всё равно может оказаться вовсе не божественным пророчеством,
Камса на это согласился и пообещал не убивать Деваки – может, ему и правда не нужна была война с Ядавами, а, может, всё-таки не хотел лишать сестру жизни. Он отдал приказ своим телохранителям – Чануре и Муштике – отвести обоих в подземелье и посадить в камеру по соседству с его отцом.
Его телохранители – это профессиональные борцы, и в дальнейшем они, как и Акрура, еще появятся в сюжете. Слева Чанура, справа, в белом гриме, Муштика.
Так Васудева и Деваки оказались в тюремной камере.