История Кришны. Расступившаяся Ямуна
Пока Васудева жил в Матхуре - еще до того, как попасть в тюрьму, - у него там завелись всякие друзья-знакомые. В том числе был у него хороший надежный товарищ по имени Нанда -
Васудева решил добраться до фермы Нанды и попросить помощи у друга – чтобы тот взял себе ребенка и воспитал его, как своего, скрывая, чей он сын на самом деле. Конечно, Васудева не видел Нанду много лет и совсем не знал, как у него сейчас дела – но с остальными его друзьями была та же ситуация, и в данном случае то, что Нанда жил далеко за городом, делало его ферму самым правильным местом, где Васудева мог попытаться спрятать сына от Камсы.
Недалеко от городских ворот был участок, где Ямуну можно было перейти вброд, однако сейчас из-за бури и ливня это оказалось нереальной задачей – как только Васудева вошел в Ямуну, волны сразу захлестнули его. Конечно, он поднял руки с ребенком наверх, но чем дальше он заходил в реку, тем труднее становилось идти. Ребенок беспокоился и тянул ноги вниз – и когда Васудева попал в особо высокую волну, стопа мальчика коснулась воды. Тут же Ямуна расступилась, образовав вполне безопасный проход по ее дну.
В 67-й серии мы видели, как Кришна повторил это чудо для того, чтобы помочь Арджуне и Субхадре выбраться из реки, куда девушку бросил ракшас Калаявана. Если помните, тогда и произошла первая встреча Кришны и Арджуны.
Однако Васудева не знал, что в Ямуне за время его заключения произошли очень неприятные для местных жителей изменения – там завелся злой пятиглавый рептилоид Калия. Он объявил эту часть Ямуны своими владениями и стал требовать всякую дань за переправу через реку и за пользование водой, а если ему отказывались отдавать желаемое, то кусал несогласных и травил воду в реке своим ядом. И вот сейчас он почуял, что кто-то нарисовался на его территории, и выплыл в тот проход, по которому шел Васудева с сыном, за его спиной.
Однако Васудева даже испугаться толком не успел, когда увидел его сзади, потому что стоило Калии встретить своими десятью глазами взгляд мальчика, как он тут же решил уползти оттуда подальше в воды Ямуны.
Но у него еще будет встреча с Кришной в следующей серии.
После того как Васудева оказался на другом берегу, Ямуна сразу стала опять течь так, как это положено по законам физики.
***
Когда Васудева добрался до Гокулы и конкретно до дома Нанды, была уже глубокая ночь, и буря всё продолжалась, так что, возможно, там даже не понадобилось погружение живущих на ферме крестьян в неестественный беспробудный сон – все и так крепко спали в своих домах. А вот от появления Васудевы в доме друга никто не проснулся – там было темно и тихо, за исключением того, что где-то в глубине громко плакал ребенок. На этот звук Васудева и пошел – и так оказался в комнате, где был свет и где кричала новорожденная девочка. Ее мать была без сознания, как и все остальные, находившиеся в комнате, то есть сам Нанда и еще несколько женщин, среди которых Васудева увидел ту, которую, вообще говоря, совсем не ожидал увидеть - свою первую жену Рохини. От появления в комнате Васудевы никто не пришел в себя, но когда тот попытался привести Нанду в чувство, хозяин сразу проснулся.
Оказалось, что за это время он женился, и вот как раз когда он отрубился без всякой явной причины, его жена рожала – и уже родила девочку.
Васудева рассказал, какие обстоятельства привели его сейчас к другу. На самом деле, поскольку арест Васудевы и Деваки происходил у городских ворот с огромным количеством свидетелей, то в народе знали более-менее про пророчество и надеялись на него как на единственно возможное избавление страны от Камсы. Не исключением был и Нанду – поэтому когда он услышал, что в этом деле нужна его помощь и какая именно, то сразу же заверил Васудеву, что будет воспитывать мальчика, как своего, и никто не узнает, что это тот самый восьмой сын Деваки, которого Всевышний наделил силой убить Камсу – а когда ребенок достаточно подрастет, то объяснит ему ситуацию. Дополнительно Нанда предложил другу забрать в тюрьму его новорожденную дочку, а когда Васудева стал отказываться, ссылаясь на то, что это опасно для ребенка, Нанда стал настаивать, что для конспирации Васудеве и Деваки просто необходимо предъявить Камсе какого-то «ложного» ребенка как только что у них родившегося, иначе тот может приказать убить вообще всех младенцев Матхуры. Васудева согласился, горячо поблагодарил Нанду за всё и высоко оценил его готовность пожертвовать своим ребенком ради надежды на избавление царства от тирана и деспота - и в данном случае, раз они с Деваки предъявят Камсе не сына, а дочку, то, возможно, у девочки всё-таки будут какие-то шансы на выживание.
Спросил Васудева и про свою жену Рохини – и узнал, что она, опасаясь после ареста мужа отсвечивать при дворе Камсы, обратилась за поддержкой к Нанде как к хорошему другу своего мужа, который, к тому же, живет достаточно далеко от столицы, и тот принял ее в свою семью, так что за столько лет Рохини им всем уже как родная. Также Нанда рассказал, что относительно недавно у нее вдруг внезапно для всех – в том числе и для Рохини - родился ребенок. Васудева заинтересовался информацией и спросил, когда конкретно это было – и, получив от Нанды ответ, понял, что исчезнувшая седьмая беременность Деваки на самом деле по-настоящему не исчезла, а этого ребенка чудесным образом в безопасности смогла родить Рохини. Когда Васудева всё это сообщил Нанде, тот остановился на этой теме чуть подробнее – мальчик растет сильным-здоровым на радость всей его семье, и назвали его Баларамой; и вот теперь, значит, здесь появился его родной брат – и, конечно, Нанда будет воспитывать их как братьев, что совсем не сложно, потому что все и так считают сына Рохини его ребенком; и Нанда уже обоим объяснит ситуацию, когда они для этого достаточно подрастут.
Короче, в тюрьму Васудева вернулся с новорожденной дочкой Нанды – к тому времени непогода утихла,...
...и Ямуну он смог перейти вброд уже без всяких чудес, а злой Калия, видимо, так напугался встречи с пришедшим в мир воплощением Всевышнего и так далеко заплыл, что даже если и хотел предъявить Васудеве какие-то претензии за переход его реки, то не успел, и Васудева уже был на другом берегу.
Я думаю, вряд ли кого-то смущают такие совпадения, как одновременное рождение детей у Нанды и у Васудевы – всё-таки за дело взялся Всевышний. Вообще в сериале взрослый Баларама выглядит как-то откровенно постарше Кришны, так что не исключено, что Всевышний после его рождения ждал некоторое время, пока Нанда женится, чтобы такое совпадение стало возможным.
***
Тут мы опять вернулись во дворец Вираты, потому что Сутасома и Шатаника – сыновья Бхимы и Накулы – стали расспрашивать у Кришны, как у него получилось совершить такие чудеса, да еще и сразу после рождения. Тот поговорил о том, что человек не может творить чудеса – рождаясь в этом материальном мире, он должен подчиняться законам его материи. Но Всевышний может творить чудеса – и когда люди действуют не из корыстных соображений и не в силу своих привязанностей, а для блага самого этого мира, и им нужна помощь, то Он их творит. Это как раз то, что произошло в той ситуации с его отцом, который не сдавался, а делал, что мог, несмотря ни на какие риски, опасности и вообще безвыходное положение.
Развивая эту тему и призывая молодежь бороться при любых обстоятельствах, Кришна даже кивнул на подругу – мол, она может подтвердить, что когда человек не сдается, а продолжает сражаться, исполняя свой долг, то Бог и Его чудеса приходят на помощь.
Конечно, этим он не напомнил Кришни ничего такого, о чем ей было бы приятно вспомнить, и она со своей стороны развивать тему не стала, а просто согласно покивала головой.
***
Камса пришел в себя только утром. При тех обстоятельствах такой внезапный обморок был ему подозрителен, и он сразу побежал в камеру к Васудеве и Деваки.
В подземелье уже всё было как обычно – все двери, которые должны были быть заперты, были заперты, а надзиратели в сознании. У Васудевы и Деваки был новорожденный ребенок.
В камере Камса схватил девочку и сказал, что вот сейчас он и расправится с тем, кто мог бы убить его. Деваки сказала, что у нее родилась девочка, то есть она точно не восьмой сын из пророчества, и тут же стала умолять брата не убивать хотя бы ее дочку. Это привело Камсу в замешательство.
Он начал орать, что это опять какой-то обман и такого не может быть – у нее должен был родиться мальчик, а значит они снова пытаются сбить его со счету и с толку, но он всё равно не оставит в живых никого из детей сестры. Васудева на это ответил, что это не обман, а сам Всевышний – и в прошлый раз, и в этот – указывает Камсе, что ему не стоит верить в голоса с небес и нужно прекратить такую дичь, как убийство младенцев, а желательно и всякую прочую, которую он творит, управляя своим царством - что и есть самая надежная защита от того, чтобы кто-то захотел его убить. Но на Камсу такое не действовало, и он замахнулся, чтобы бросить девочку в стену камеры.
Вдруг перед Камсой проявился образ богини Йогамайи с лицом Субхадры…
…и десятью руками, в каждой из которых она держит какое-то оружие.
Она сказала, что мальчик, у которого есть сила наказать его за все его преступления, действительно родился и находится не здесь, а в безопасном месте, но если Камса сделает этой девочке что-то плохое, то она не будет ждать, пока тот ребенок достаточно подрастет для этого, а сама тут же убьет Камсу.
Вот это на Камсу подействовало, и так дочка Нанды не только осталась жива, но и выросла во дворце и получила там царское воспитание – видимо, Йогамайя очень уж хотела прожить человеческую жизнь в амплуа древнебхаратской «блондинки» и рядом с Кришной, поэтому не собиралась отказываться от этой идеи несмотря ни на какого Камсу. И видимо, она уже хорошо так была в своем амплуа, раз попутно «сдала» Камсе инфу об успешном рождении Кришны. А если вдруг кого-то смущало, что Арджуна и Субхадра двоюродные брат и сестра, то оказалось, что нет - по крови они не родственники.
P.S. Еще раз полюбуемся на прекрасное.
Для меня эта чудо-женщина стала лучшей моделью для открытки к 8-му марта – особенно в том контексте, что прямо в этой серии через Кришну нам напомнили про унижение Кришни на игре в кости, то есть как бы намекнули о правильных женских приоритетах: сначала десять видов оружия – реального оружия в прямом смысле этого слова, как у Йогамайи, а не божественной красоты, - а потом, если хочется, божественная красота или там светлые волосы.