«Красные» меняют стратегию
Пандавы вернулись в свой лагерь. Накула и Сахадева остатками волшебной медицины подлечили раненную ногу Арджуны и разбитую голову Бхимы. Параллельно с этим все четверо рассказали всё еще немного злому Юдхиштхире, что им лучше уйти в лес, чем потерять его. Также Бхима отметил, что хотя победа над Дурьодханой и не далась ему совсем уж просто, но сейчас он точно знает, что не зря 12 лет терпел
Потом все пошли в шатер к Дхриштадьюмне на военный совет.
***
У «красных» тоже предполагался военный совет после того, как все немного отойдут от сегодняшних боевых действий. Разумеется, особенно это касалось Дурьодханы, поэтому именно он и должен был подать сигнал, когда командирам следует прийти к нему. Пока же к Бхишме пришел Дрона, который уже узнал в подробностях, что происходило в ставке командования, в то время как он с Арджуной обменивался зрелищным лучным волшебством.
У себя в шатре Бхишма был один и в печали,...
...и гуру предложил ему приблизительно то же самое, что вчера предлагал Дурьодхана – сменить стратегию, то есть перестать гоняться за Юдхиштхирой, а разбить войско Пандавов, и тогда они должны будут признать поражение и сами сдадутся в плен; сегодняшний день хорошо показал, что «белые» умеют воевать – и может так случится, что погоня за Юдхиштхирой будет стоить армии Хастинапура даже бОльших потерь, чем небыстрая победа «по очкам».
Бхишма и Дроне ответил, что ему не нравится эта идея – но с ним он мог себе позволить быть пооткровеннее, чем вчера с Дурьодханой. Бхишма сказал, что он твердо верит в то, что какую бы стратегию они сейчас не выбрали, а победит всё равно справедливость, то есть Пандавы; своей же задачей он видит не допустить в этой войне гибели своих потомков – ни «белых», ни «красных», и если вдруг он ошибается насчет справедливости, то ему ни в коем случае нельзя позволить, чтобы жизнь Пандавов оказалась во власти Дурьодханы.
***
Дхриштадьюмна окончательно поднял боевой дух Пандавов, сказав, что сегодняшний день не идет ни в какое сравнение со вчерашним и их главная цель достигнута – теперь их воины верят в то, что они вполне способны противостоять «красным». В общем, на завтра был всё тот же план – единственный, который они могли себе позволить в отсутствие волшебной медицины, - прорваться к Дурьодхане и взять его в плен, но с той поправкой, что, пожалуй, Юдхиштхирой рисковать больше не стоит и такого поединка с Бхишмой, как у них был сегодня, не допускать. Кришна, который, конечно, тоже там присутствовал, спросил у Юдхиштхиры – а он вообще, когда сражался с Бхишмой, хотел его победить?
Тот ответил – разумеется, честно, - что нет, он хотел просто тянуть время до заката, и на самом деле он вообще не представляет, как можно захотеть победить дедушку.
Братья Юдхиштхиры, предчувствуя упреки в его сторону от Кришны, сразу стали говорить о том, что такого великого воина, как Бхишма, никто из них, наверное, и не сможет победить в поединке, но дедушка ведь сегодня не убил Юдхиштхиру, хотя мог, и вообще он считает их требования к Хастинапуру справедливыми и желает им победы, так что, может, он позволит им как-то взять в плен Дурьодхану и без победы над ним. Кришна всё это послушал...
...и ответил, что Бхишма, конечно, желает им победы, но репутация непоколебимого клятводержателя ему дороже и внуков, и справедливости, поэтому ни ради первого, ни ради второго он не сделает на поле боя ничего такого, что может быть истолковано как нарушение его клятв, то есть своим оружием будет поддерживать преступную хастинапурскую власть, а значит, это их враг – и жалеть его нечего. Короче, как всегда - «Повинен смерти!»(с),...
...и сражаться с ним должен только Арджуна, а всем остальным Кришна не советовал в принципе меряться с Бхишмой оружием, если они не хотят плюс-минус повтора того, что было сегодня с Юдхиштхирой. Арджуна, который всё еще был под сильным впечатлением от вчерашней
...то есть в полную силу сражается против
*Дело было в 57-й серии.
***
Наконец, Дурьодхана подал сигнал для сбора на военный совет,...
...и Бхишма с Дроной пошли к нему в шатер. За ними сразу зашел Карна – и так Бхишма понял, что Дурьодхана его туда позвал, что не предвещало ничего хорошего.
Действительно, Дурьодхана сразу агрессивно наехал на Бхишму, что, мол, дедушка что-то там говорил ему про то, что обеспечение охраны наследного принца входит в его обязанности – и где сегодня было исполнение этих обязанностей? Бхишма спокойно ответил, что он-то не считал целесообразным оставлять Дурьодхану и догонять Юдхиштхиру, а поехал за ним исключительно по приказу внука. Тот сразу вспомнил, что приказ был догнать и убить Юдхиштхиру – а кузен что-то живым-здоровым покинул поле боя. Бхишма сурово спросил - внук и вправду считает ошибкой то, что Бхишме было что предложить Пандавам за его жизнь? Дурьодхана стал кричать, что он тру-кшатрий, поэтому смерти не боится, а гибель его врагов ему важнее собственной жизни. Бхишма на это чуть помягче ответил, что он, конечно, всё понимает, но в таком
С этими словами Бхишма вышел из шатра, но Дурьодхана побежал за ним. Наружу вышли и все остальные.
Дурьодхана догнал Бхишму и сказал, что тому уже и не нужно будет присутствовать ни на каких военных советах – если бы на поле боя его охранял Карна, то его жизни сегодня ничего бы не угрожало, так что он, пожалуй, назначит его главнокомандующим их армии, как и хотел раньше.
Бхишма ответил, что они это уже обсуждали и не вопрос – внук здесь представляет царскую власть и может назначить кого угодно командовать хастинапурской армией; и если Дурьодхана считает, что он сегодня совершил на поле боя какое-то военное преступление, то пусть вынесет ему смертный приговор – и Бхишма тут же исполнит его, воспользовавшись благословением отца на смерть по своему выбору. Дурьодхана риторически спросил, как еще назвать то, что Бхишма на своем посту главнокомандующего воюет за Пандавов – сегодня не убил Юдхиштхиру и не разрешил Дроне жахнуть по «белым»
…а кроме того, у него тоже имеется соответствующее оружие, и он не будет игнорировать желание Дурьодханы жахнуть им по Пандавам; однако у Бхишмы не получится сбежать от ответственности на тот свет - и завтра он должен выйти на поле боя и выполнять там все приказы главнокомандующего, то есть Карны!
Тут Карна, Дрона и Шакуни наперебой принялись убеждать Дурьодхану, что такого делать не надо: при всём сочувствии к пережитому Дурьодханой с военной точки зрения сегодня не произошло ничего непредсказуемого – Пандавы сгруппировались после вчерашнего разгрома и смогли дать понять противнику, что они умеют воевать, но непобедимая «красная» армия всё так же непобедима, и такое вот унизительное понижение в должности авторитетного Бхишмы, который сегодня спас жизнь наследному принцу, не поймут. Дрона пообещал завтра по первому же требованию жахнуть по «белым» своим оружием. Карна горячо протестовал против своего назначения главнокомандующим в том ключе, что на поле боя это точно не добавит согласия в ставке командующих, а в таком случае никакая непобедимая армия не сможет спасти Хастинапур от поражения. Но, наверное, больше всего Дурьодхану поразило и заставило дать заднюю то, что после этих горячих протестов Карны Шакуни сказал: «Карна говорит мудро - послушайся его, мой мальчик!».
Дурьодхана сказал, что он сейчас всех услышал, но это он как представитель здесь царской власти определяет цели и задачи этой войны – так вот, ему нужна не просто победа, а победа «по очкам», чтобы у союзников Пандавов не осталось войск, а сами они сдались ему в плен; если Бхишма все-таки вспомнит о своей клятве и готов на поле боя служить Хастинапуру, а не воевать там за Пандавов, то пусть командует их непобедимой армией исходя из поставленной задачи и не гоняется больше за Юдхиштхирой, а если нет – то командовать «красными» будет Карна, а Бхишма пусть сейчас же присягает ему на верность.
Бхишма посверкал глазами...
...то на Дурьодхану,...
...то на Карну...
...и решительно заявил, что он прекрасно помнит свою клятву Хастинапуру и неукоснительно ее соблюдает - он выполнит приказ Дурьодханы и уничтожит всю армию противника, но если Карна выйдет на поле боя без присяги ему, то он с ним поступит точно так же, как с армией противника.
***
После военного совета Пандавы не пустились ни в какие громкие празднования сегодняшнего успеха, вроде как это было вчера у «красных», а впятером плюс Кришна плюс увязавшийся со взрослыми Абхиманью поехали в