День 9. Гнев Кришны
На рассвете третьего дня битвы противники построили свои войска, и Бхишма подал сигнал о начале сражения, то есть было приблизительно то же самое, что в предыдущие два дня - ну разве что в Хастинапуре в комнате Дхритараштры на всякий случай прямо с утра появилось успокоительное.
На поле боя пошло, вроде бы, обычное рубилово,...
...но вдруг над войсками «белых» появилось кое-что.
Довольно неожиданно для Пандавов это был не лайт-вариант. Нейтрализовать это было невозможно, но оно «созревало» дольше лайт-варианта - и за это время Арджуна успел отправить туда стрелу с «горы К.», которая своим, так сказать, добавочным волшебством заставила эту штуку вылететь далеко за пределы Курукшетры, где оба волшебства через какое-то время совместно взорвались.
***
Еще через какое-то время «белые» поняли, что по крайней мере сегодня о планах прорваться к Дурьодхане и взять его в плен придется забыть – у «красных» больше не было повышенного интереса к тем войскам противника, где сражался Юдхиштхира, а попытки армии Пандавов все-таки осуществить свой план Бхишма с помощью всяких контратак использовал для того, чтобы наносить «белым» серьезные потери.
***
В этот вечер на военном совете Дхриштадьюмна сказал, что их войска сражались отлично, но и хастинпурцы сражались отлично – в итоге обе стороны понесли приблизительно равные потери. Все разошлись с надеждой, что завтра командование «красных» допустит какую-то ошибку – и так армия Пандавов или выполнит свой единственно возможный при ее численности план победы, или хотя бы получит какое-то преимущество в дальнейшем.
***
Надежда эта не оправдалась ни завтра, ни в последующие дни – и Пандавы уже начали серьезно сомневаться, что дедушка, при всем его желании, чтобы их сторона победила, позволит им как-то осуществить план по захвату Дурьодханы в плен. Военные советы становились всё более пессимистичными,...
...потому что было очевидно – если так будет продолжаться, то Бхишма вскоре разобьет все их войска, а значит, Хастинапур выиграет войну «по очкам», и Пандавам придется сдаться в плен; и даже если «белые» продержатся до момента, когда умеющий воевать Бхишма все-таки совершит какую-то ошибку в своем командовании (что само по себе под вопросом), то хватит ли у них вообще к тому времени сил для того, чтобы этой ошибкой воспользоваться? Кришна подтверждал, что без победы над Бхишмой
..и так изначальный план прорыва к Дурьодхане у «белых» естественным образом сменил план прорыва к Бхишме. Кришна настаивал, чтобы этот необходимый бой с Бхишмой принял на себя именно Арджуна,...
...а остальные показывали свое умение воевать в других местах Курукшетры. Воинственно настроенный Арджуна не возражал, а всячески соглашался с другом и выражал готовность сражаться с дедушкой.
Но шли дни, а осуществить такого прорыва ему не удавалось, и отчаяние в стане «белых» нарастало.
***
Несмотря на отчаяние, «белые» продолжали отлично сражаться
Кришна какое-то время наблюдал за этим и становился всё более и более недовольным происходящим.
Потом он вдруг поднялся со своего места колесничего, повернулся к другу и стал на него орать, что Арджуна даже сейчас, когда каждый день может стать для них днем их поражения, не сражается в полную силу со своим врагом, который стоит на пути к справедливости, а жалеет его – и в таком случае Бхишму немедленно убьет сам Кришна,...
...потому что нет такого благословения или проклятия, которое он не мог бы разрушить.
Бхишма, который, не опуская своего лука, ждал, когда Арджуна продолжит поединок, тут всё-таки опустил свой лук и сказал Кришне, что он готов сразиться и с ним – и если тот возьмет верх, то принять смерть от руки такого великого человека будет честью для Бхишмы, а кроме того, так «белые» действительно смогут победить в этой войне за справедливость.
Кришна обернулся, и теперь гневные взгляды достались уже не только Арджуне, но и Бхишме.
Кришна ответил ему, что для этого, вообще-то, есть более естественная опция – сам Бхишма может перейти на сторону справедливости и так перестать препятствовать ее победе. Бхишма ему, конечно, сказал, что он бы с удовольствием, но он же связан своей клятвой верного служения Хастинапуру и не может совершить такую жуть-адхарму, как ее нарушение. Кришна ответил, что дхарма это не тюрьма, а свобода, и если дхарма "связывает" Бхишму, то с такой дхармой явно что-то не так; и хотя сейчас достаточно посмотреть по сторонам, чтобы понять, какое зло все эти его клятвы, Бхишма не просто отказывается принимать правильное решение, а еще и выдает свое поведение за праведность и добродетель.
Бхишме не очень понравилось эти слова, и он грозно сказал, что нарушение слова есть жуть-адхарма и при всем уважении к Кришне он хотел бы, чтобы тот не ставил под сомнение дхармичность его следования клятвам.
Кришна ответил, что упорством в своих заблуждениях Бхишма выводит его из терпения*, а своим
...и Кришна сейчас сам ему покажет, как нужно нарушать свое обещание, когда оно становится преградой для справедливости и вообще для здравого смысла.
С этими словами Кришна спрыгнул с колесницы и пошел на Бхишму.
Арджуна стал кричать ему вслед, чтобы тот не нападал на дедушку – ведь друг решил в этой битве не брать в руки оружия.
Кришна опять гневно посверкал глазами на друга и сказал, что для того, чтобы убить Бхишму, ему и не надо никакого оружия…
Тут Кришна посмотрел вокруг, увидел рядом какую-то разбитую колесницу и закончил фразу тем, что он может убить Бхишму даже ее колесом.
Действительно, Кришна снял с нее колесо и поднял его над головой,…
…а вокруг начались всякие природные спецэффекты.
Бхишма, видя такое, поднял свой лук, прицелился,...
...и выпустил стрелу, которая на пути к Кришне размножилась в количестве.
Однако прямо перед Кришной все эти стрелы остановились,...
...попадали,...
...а потом, на земле, и вовсе исчезли.
Колесо над головой Кришны стало принимать вид Сударшана-чакры - только намного большего диаметра, чем мы видели в 71-й и 141-й сериях.
Бхишма снова прицелился – уже, вроде бы, прямо в эту гигантскую Сударшану, - чем-то волшебным,...
...но за это время Арджуна тоже выпрыгнул из колесницы и бухнулся в ноги Кришне. Он стал умолять друга сейчас не убивать Бхишму, а разрешить ему все-таки продолжить поединок с дедушкой - и он обещает, что точно-точно будет сражаться с ним в полную силу и его рука больше нигде не дрогнет,...
...потому что если это из-за его слабости Кришна окажется нарушителем своего слова и про друга потом будут говорить плохое, то Арджуна не сможет дальше с этим жить**. Кришна фыркнул, что он тут для справедливости, а не для того, чтобы про него говорили хорошее, и он в курсе, какие проклятия на него посыплются после этой войны. Но Арджуна не сдался, а продолжил слезно просить друга не отказать ему в его просьбе,...
...и в итоге гигантская Сударшана снова превратилась в колесо, которое Кришна бросил на землю. Друзья вернулись в колесницу Арджуны, и вскоре между ним и Бхишмой возобновился обмен лучным волшебством.
*Скорее всего, Кришну изначально возмутило не только отсутствие у Арджуны воли к победе над противником, но и наличие этой воли у Бхишмы при его постоянных декларациях о справедливости требований Пандавов и желании им победы на словах.
**Тут Арджуна очень явно выразил желание покончить с собой, если Кришна сейчас откажет ему в его просьбе. В дальнейшем он еще будет так или иначе демонстрировать самоубийственные намерения, чего за ним раньше как-то вообще не замечалось. Возможно, так на него действовало участие в войне.
***
В этот вечер на военном совете «белых» Арджуна сказал, что он сражался с дедушкой до самого заката, но, во-первых, сегодня это никак не сняло с их армии угрозы скорого поражения, а во-вторых, Бхишма таки великий воин, и хотя Арджуна не уступает ему в мастерстве, сражался в полную силу и со всей волей к победе, но таких слабых мест у дедушки, которые дали бы ему надежду превзойти его, он во время их поединка не обнаружил - и даже если завтра ему удастся снова прорваться к Бхишме и сразиться с ним, то совсем не факт, что это сможет как-то изменить плачевную для их армии ситуацию.
Юдхиштхира, послушав это, сказал, что Бхишма ведь всё равно желает им победы – так не съездить ли им сейчас к нему и не спросить, что конкретно им нужно сделать, чтобы дедушка отказался воевать против них, а если такое невозможно, то тогда как же им его победить?!
За неимением лучших идей Пандавы все впятером поехали в лагерь «красных». Юдхиштхира приглашал с ними и Кришну, но тот отказался, отметив, что сегодня уже сказал Бхишме всё, что хотел.