«Обзор сериала Махабхарата» (Махабхарата-2013, антифанфик). Серия 226
Отчаяние Гандхари
Заупокойная серия, но в конце будет чуть-чуть и за здравие.
Погребальный обряд над теми братьями Дурьодханы, которых в этот день убил Бхима, демонстрировали уже не так подробно, как это было в 213-й серии с погибшим Уттаром. Нам сразу же показали место для кремации, где на "шалаше" будущего костра лежало тело Викарны, и переодетые в белое причастные заканчивали закладывать его бревнами. Здесь, как обычно, живых братьев-Кауравов играли не 80 актеров, а гораздо меньше.
Последнее бревно – на глаза Викарны – положил Дурьодхана, который и проводил для него церемонию погребения.
Как и Вирата в 213-й серии, Дурьодхана обошел вокруг "шалаша" с традиционным горшком на плече, из дырочки которого вытекала налитая туда вода.
Дурьодхана закончил обход у головы Викарны и, сбросив горшок с плеча, разбил его об землю.
Потом Дурьодхана поджег "шалаш".
Это была первая личная потеря Дурьодханы в этой войне – причем в один день он лишился сразу двадцати братьев, и все причастные ему сочувствовали,…
…даже желающий победы Пандавам Дрона.
Викарну кремировали последним, и пока костер горел,...
...Дурьодхана со слезами на глазах...
...поговорил о том, что отомстит за братьев,...
...и завтра сюда придут Бхима и остальные Пандавы, чтобы сжечь тело Абхиманью!
***
В храме Шивы Гандхари сообщили, что сегодня Бхима убил двадцать ее сыновей, но отчаяние, в которое она пришла от этой новости,...
...быстро сменилось яростью – она стала орать на лингам, что пережить своих детей это проклятие для родителей, и, выходит, Шива проклял ее, дав ей сыновей, но не защитив их, несмотря на то, что она посвятила служению ему всю свою жизнь.
Потом Гандхари потребовала, чтобы ее отвели к Дхритараштре, который, конечно, тоже был в отчаянии, но не в яростном, а в, так сказать, классическом.
Гандхари и ему стала кричать про несправедливость Махадевы по отношению к ней и про то, что надо немедленно прекратить в Хастинапуре поклонение ему и разрушить все храмы Шивы. Дхритараштра ответил жене, что, несмотря на сегодняшнюю ужасную трагедию, Гандхари нельзя гневить Шиву такими словами, а, наоборот, нужно продолжать простить его о спасении хотя бы Дурьодханы – ведь астролог Джаймини сказал, что сила ее аскез точно сможет защитить от смерти одного их сына*. Гандхари всё с тем же градусом эмоций сказал на это, что ее аскезы были настолько суровы, что могли бы спасти всех их сыновей, но Шива не дал ей возможности использовать эту силу - даже если сейчас она поймет, как ей защитить их от смерти, то Бхима успеет убить всех их раньше, чем она доедет до Курукшетры и отдаст им эту защиту.
Дхритараштра возразил, что Гандхари не знает, в чем конкретно состоит этот путь к спасению – не исключено, что отдать защиту их сыновьям можно без выезда на Курукшетру, а прямо из Хастинапура; кроме того, «белые» были воодушевлены вчерашней победой над Бхишмой, а «красные», наоборот, потеряли своего великого командира – но завтра всё изменится, Дрона вместе с непобедимой хастинапурской армией возьмет реванш за сегодня, и больше никто из их сыновей не будет убит. Но Гандхари это не убедило, и она продолжила кричать, что Дрона не сможет их защитить и они скоро все погибнут от рук Бхимы, а значит, все ее аскезы были напрасны – и опять начала про то, что не только она, но и вообще никто в Хастинапуре не будет теперь поклоняться Шиве; она больше не будет служить ему и хранить данные ему обеты, потому что какой смысл их соблюдать, если они не спасли ее от ада, в который превратились ее жизнь после смерти сыновей…
Дхритараштра хоть и не видел, но понял, к чему клонит жена и что сейчас может произойти. Он быстро положил ей руки на лицо,...
...и действительно тут же на его руках оказались руки Гандхари, которыми она хотела снять свою повязку с глаз. Дхритараштра сказал, что он и без астролога прекрасно понимает, что сила ее аскез способна защитить от смерти - потому что вся эта йога и прочее религиозное подвижничество Гандхари проходили и проходят рядом с ним, и один только ее добровольный пожизненный отказ от зрения это такой суровый обет, с которым можно добиться чего угодно, но если Гандхари сейчас из гнева на Шиву снимет повязку и нарушит этот обет, то вся сила ее аскезы пропадет зря и у них не останется никакой надежды…
Гандхари прекратила тянуть руки к глазам и даже, вроде бы, плакать. Какое-то время она молчала, а потом сказала, что Дхритараштра прав – сила ее аскез в этой повязке, и сейчас она поняла, как ей защитить от смерти своих сыновей, если, конечно, Бхима не убьет их раньше, чем она доедет до Курукшетры…
*180-я серия.
***
После возвращения с кремации «красные» собрались на военный совет, и Дурьодхана, обращаясь к Дроне, сразу же начал с того, что говорил у погребального костра Викарны – он требует, чтобы завтра Абхиманью был убит любой ценой. Дрона довольно резко сказал, что он теперь командует армией и не может себе позволить отвлекаться на подобные поединки и целый день гоняться за Абхиманью, которого, Пандавы, конечно же, будут защищать.
Ашваттхама, должно быть, подозревал, что подобный категоричный отказ отца обусловлен не только тактической военной необходимостью, но и нежеланием быть причиной того, что его любимый ученик потеряет своего сына, и тут же вызвался сам убить Абхиманью.
Но Карна, видимо, увидел для себя в ситуации возможность получить, как минимум, отсрочку от выполнения приказа убить Арджуну – и сказал, что он готов взять Абхиманью на себя, а значит, никому не надо будет отвлекаться от завтрашних тактических задач.
Дурьодхана, кстати, нисколько не наехал на Карну за то, что тот не убил сегодня Арджуну своей безотказной стрелой, потому что он же понимал, что друг хочет не просто смерти врага номер один, а всемдоказать свое превосходство над ним в военном искусстве, то есть в поединке с ним получить победу за счет своего лучного мастерства. А теперь Дурьодхана, услышав, что Карна, вроде бы, решительно настроен убить завтра Абхиманью, сказал, что его это устраивает – пусть Арджуна, прежде чем сам будет убит, сначала постоит у погребального костра своего сына, погибшего от стрел его врага номер один.
***
Предполагалось, что Пандавы после военного совета поедут ужинать к Кришни, но в итоге туда поехал один Бхима: сегодня среди них именно он стал безоговорочным героем дня, и братья решили не мешать ему подробно хвастаться перед ней своим продуктивным началом исполнения клятвы – а кроме того, Кришни же приглашала на ужин их всех, так что был шанс, что в лагерь Бхима вернется всё-таки не голодным.