День 15. Слон Ашваттхама
Хотя эта серия в основном посвящена 15-му дню битвы, но она очень-очень говорительная, а обычного
После возвращения в лагерь Дрона пришел в шатер к Ашваттхаме и стал уговаривать сына немедленно вернуться в их царство – вроде как в 223-й серии, но уже с другой аргументацией. Дрона сказал, что непобедимая «красная» армия сегодня потеряла свою непобедимость, однако Дурьодхане не хватит ума признать это и прекратить войну – он будет требовать от своих командиров новых нарушений дхармы, пытаясь избежать неизбежного поражения и убить Пандавов, но те всё равно выиграют; так зачем им с сыном на совести военные преступления, когда они как браманы вообще не должны участвовать в сражениях.
Ашваттхама ответил, что в сложной ситуации он тем более не бросит своего друга, а отцу действительно лучше уехать, потому что как же возможно победить, когда главнокомандующий воюет за армию противника.
Дрона возразил, что за армию противника он никогда не воевал, а если в душе и желал Пандавам победы, то это уже в прошлом – из-за того, что вышло с Абхиманью, Арджуна после поражения «красных» никого из участников той жуть-адхармы не оставит в живых, как и обещал, а значит и Ашваттхаму; он и сейчас не хочет гибели своих учеников, но теперь если сын не откажется воевать, то победа Пандавов будет означать для Ашваттхамы смерть – и он не может такого допустить, но и избежать неизбежного тоже невозможно, поэтому он умоляет сына уехать в Ахиччхатру; он, само собой, в таком случае поедет с Ашваттхамой, потому что он-то согласился воевать за преступную власть и теперь соглашается на всякую дичь от Дурьодханы только ради того, чтобы иметь возможность защитить сына.
Ашваттхама сказал, что при таких раскладах он тем более никуда не поедет просто для того, чтобы помочь другу – если его жизнь и вправду беспокоит отца больше, чем жизнь его любимых Пандавов, то, может быть, он наконец-то начнет воевать за Дурьодхану: никто из учеников отца не превзошел его в воинском искусстве, так что на самом деле для победы «красных» отцу достаточно убить Арджуну – и после этого
Видя, что Ашваттхаму не переубедить, Дрона в отчаянии сказал,...
...что если бы не беспокойство за жизнь сына, то он бы прямо сейчас покончил с собой, не дожидаясь позорного суда за военные преступления, который в их случае особо строг, потому что они браманы и отмазаться кшатрийским долгом не получится; но так как Ашваттхама для него действительно дороже всего на свете, то придется ему и дальше воевать за преступную власть и нарушать дхарму в надежде избежать неизбежного и всё-таки спасти сына.
***
На предрассветном военном совете «белых» Дхриштадьюмна сказал, что поскольку «красные» потеряли свое численное преимущество и на гарантированную победу по «очкам» теперь рассчитывать не могут, то, скорее всего, Дрона будет пытаться как можно быстрее закончить войну, взяв в плен Юдхиштхиру, а конкретно сегодня из-за ночных событий стоит ожидать, что противник вообще будет воевать очень агрессивно; это в свою очередь значит, что как бы Арджуна сейчас ни горел желанием отомстить Карне за смерть Гхатоткачи, а Бхима – доделать то, что этой ночью ушло у него прямо из-под носа, а придется им обоим со своими войсками по крайней мере сегодня быть глубоко в тылу с Юдхиштхирой на случай, если Дроне все-таки удастся прорваться в ту часть Курукшетры.
Арджуна и Бхима действительно там горели соответствующими желаниями, однако согласились с доводами Дхриштадьюмны о том, что сегодня надо основные усилия направить на защиту Юдхиштхиры и в целом посмотреть, как оно пойдет при новом соотношении сил.
Кришна сказал, что при новом соотношении сил хорошо бы им уже задуматься над тем, как убрать с поля боя умеющего воевать Дрону, а заодно и постоянно исходящую от него
Пандавы затравлено переглянулись между собой, и Арджуна от всех сказал, что в поединке учителя сможет победить разве что он – и то вряд ли; кроме того, хоть он и пообещал убить всех мучителей Абхиманью, но сейчас
Дхриштадьюмна, который вообще-то до этого всегда вел себя спокойно и уравновешено, вдруг подозрительно возбудился и заявил, что для него убить Дрону это не жуть-адхарма, а его личная цель в этой войне, и, пожалуй, Кришна прав – наступил такой момент, когда основная текущая задача их армии совпала с этой его личной целью, поэтому поединок с Дроной и его ликвидацию вместе со всеми его божественными угрозами он сегодня берет на себя, а Арджуна пусть охраняет в тылу Юдхиштхиру на пару с Бхимой, как уже решили раньше.
Тут вмешался Друпада и сказал, что вообще-то убить Дрону это его личная цель, потому что это именно у него с Дроной были всякие личные тёрки, за которые он жаждет отомстить этому псевдо-другу – и всё это напрямую никак не связано с Дхриштадьюмной, поэтому он не хотел бы перекладывать такое на сына. Должно быть, мораль Кришны из 90-й серии, когда он сказал Друпаде, что видеть в детях средство для достижения цели это плохо, не прошла даром. В общем, Друпада сказал, что для него убить Дрону тоже не жуть-адхарма, и он непременно сегодня это сделает.
Дхриштадьюмна возразил, что Дрона на игре в кости не защитил Кришни – и вот это с ним прямо связано, и за это он хотел бы лично отрубить Дроне голову, что когда-то давно и собирался сделать, но тогда его остановил Кришна*.
Но Друпада не отказался от своего намерения самому сегодня вызвать Дрону на поединок, и Дхриштадьюмна дальше спорить с отцом не стал. Кришна сказал, что больше он никого останавливать не будет – пусть Дрону убьет тот, кто захочет и сможет; главное - чтобы это было сделано в разумные сроки, а не тогда, когда Дурьодхана в отчаянии перед поражением будет требовать от гуру схватиться уже не за божественное, а за брахмастру.
Пандавы опять затравленно переглянулись между собой, явно сомневаясь в том, что Друпаде или Дхриштадьюмне будет по силам справиться с Дроной, но поставить так вопрос не решились – наверное потому, что тогда задача убить гуру досталась бы кому-то из них, а они и в себе сомневались: если им вдруг и окажется по силам справиться с Дроной, то убить его будет точно не.
*89-я серия.
***
В этот день Друпаде удалось встретиться с Дроной на поле боя...
...и вызвать его на поединок. Вообще-то мы уже видели их поединок в 211-й серии в первый день войны, где Дрона показал себя круче, и, скорее всего, только вмешательство тогда Арджуны спасло Друпаду от смерти.
Сейчас было нечто очень похожее – вначале Друпада еще раз рассказал про то, что в итоге это именно Дрона из них двоих оказался фейковым другом и опозорил имя своего отца и их учителя, когда на игре в кости просто сидел и смотрел на то, как унижают Кришни. Дрона опять подтвердил, что виноват, но в этот раз уже не отдал Друпаде право напасть первым.
По инициативе Друпады они стали меряться не луками, а копьями.
Действительно в 211-й серии с луком у Друпады как-то это дело не пошло, так что неудивительно, что теперь он выбрал другое оружие. Впрочем, исход всё равно оказался схожим, но трагичнее – Друпада потерпел поражение,...
...а Арджуна в этот момент был далеко в ставке командования вместе с Дхриштадьюмной, Бхимой и Юдхиштхирой и помочь тестю никак не мог. Короче, Дрона убил Друпаду.
***
Когда эта инфа дошла до ставки командования «белых»,...
...то Дхриштадьюмна возбудился куда сильнее, чем на предрассветном военном совете в начале серии – он стал кричать, что это он должен был победить Дрону и принести отцу его голову, а получилось, что отца больше нет из-за Дроны, и теперь он не успокоится, пока не убьет его,...
...и стремительно уехал в ту часть Курукшетры, откуда пришла инфа.
Старшие Пандавы и Кришна посмотрели ему вслед, а потом друг на друга. Кришна сказал, что они с Арджуной должны поехать следом, иначе результат будет тот же, что и с Друпадой – и вообще поговорил о том, что Друпада «заказал» богам Дхриштадьюмну именно как средство мести Дроне, поэтому тот теперь чувствует это как предназначение своей жизни, и нынешняя гибель Друпады от рук Дроны ощущается Дхриштадьюмной как личная катастрофа; то есть, если они хотят спасти жизнь брату Кришни и вернуть в строй разумного главнокомандующего, который умеет воевать, то им надо как можно быстрее победить гуру, потому что пока тот жив, Дхриштадьюмна, как он сам сказал, не успокоится, а победить Дрону ему не по силам.
Все заволновались, а Арджуна спросил, кому же по силам в кратчайшие сроки победить Дрону.
Кришна ответил, что никому не по силам, поэтому надо сделать так, чтобы Дрона сам сдался.
Арджуна спросил, с чего это Дрона сейчас сложит оружие.
Кришна ответил, что сейчас ему действительно не с чего складывать оружие, но вот если убрать ту единственную реальную мотивацию, из-за которой Дрона в этой войне поддерживает преступную власть и сражается против своих любимых учеников, то есть убить Ашваттхаму, то гуру откажется воевать.
Юдхиштхира посмотрел на солнце и сказал, что сегодня же учитель поставил войска Ашваттхамы на такие позиции, что они до заката просто до него не доберутся.
Кришна ответил, что Дрона и завтра поставит Ашваттхаму приблизительно на такие же позиции, да и Дхриштадьюмна со своим рвением отрубить Дроне голову до завтра может просто не дожить.
Бхима спросил, что же тогда делать.
Кришна ответил, что на самом деле Ашваттхаму убивать не обязательно – достаточно сказать Дроне, что его сына убили.
Арджуна сказал, что Дрона же не зря поставил Ашваттхаму на нынешние позиции – с чего это он поверит в такую ложную инфу?
Бхима согласился – гуру наоборот сразу поймет, что это его пытаются деморализовать обманом.
Кришна ответил – значит, сказать Дроне о том, что Ашваттхама убит, должен тот, кому Дрона поверит и подумает, что это он хочет деморализовать его не обманом, а правдой.
Все посмотрели понятно на кого.
Юдхиштхира сказал, что нет-нет-нет – он скажет Дроне, что Ашваттхама убит, только если Ашваттхама будет реально убит.
Недалеко от них стоял отряд боевых слонов, который ждал команды выйти на передовую, и Кришна указал Юдхиштхире на ближайшего с такими словами: мол, видишь слона – его зовут Ашваттхама, и сейчас Бхима убьет его и поедет со своими войсками сражаться туда, где Ашваттхама, который сын гуру, а ты поедешь к Дроне и скажешь, что Бхима убил Ашваттхаму.
Юдхиштхира сказал – хорошо, согласен.
Арджуна спросил – с чего вообще Кришна взял, что Дрона от такой инфы откажется воевать? – он сам недавно потерял сына и уверен, что Дрона, когда узнает, что убили Ашваттхаму, схватится даже не за
Кришна ответил, что сравнение некорректно – Арджуна здесь сражается за справедливость, а Дрона за преступную власть, так что от такой инфы он не будет хвататься ни за божественное, ни за брахмастру, а откажется воевать.
Арджуна сказал, что этот план не годится: он сам недавно потерял сына, и ему будет невыносимо обманывать гуру насчет смерти Ашваттхамы!
Кришна сказал, что друг же собрался отказываться от мести за смерть Абхиманью только в отношении Дроны, но не в отношении Ашваттхамы, так что в любом случае Дроне предстояло бы пережить такое известие.
Арджуна возразил, что нет-нет-нет - план Кришны предполагает, что Дрона будет убит раньше, чем сможет узнать об обмане, а это значит, что у него не только не получится сохранить гуру жизнь, а еще и придется убить безоружного учителя!!!
Бхима, похоже, тут подумал, что сегодня совсем особенный день вовсе не потому, что они впервые воюют в условиях численного преимущества над противником, а потому, что Юдхиштхира практически без пререканий согласился обмануть – да еще не кого-нибудь, а своего гуру! - а Арджуна вместо обычного лепета о том, что готов во всем довериться другу, активно спорит с Кришной.
Бхима сказал Арджуне, что и так нехорошо вышло по отношению к Кришни, что они не защитили ее отца, и если они вернутся сегодня в лагерь еще и с телом ее брата, то это будет совсем плохо, не говоря уже про детей, а Дхриштадьюмна и вправду очень хороший главнокомандующий – и надо вернуть его в строй, поэтому если Арджуне вдруг почему-то Кришна уже не авторитет, то пусть послушается старшего брата и сейчас же едет к Дроне!
Кришна сказал, что, в самом деле, чего Арджуна уперся: говорить с Дроной будет он, а потом Юдхиштхира, а от Арджуны требуется только стрелять из лука и иногда поддакивать; убивать безоружного гуру его тоже никто не просит – для этого там уже есть Дхриштадьюмна.
Кришна стегнул лошадей – и колесница Арджуны быстро уехала оттуда.
Бхима и Юдхиштхира сошли со своих колесниц и направились к тому слону, на которого показал Кришна. Юдхиштхира близко не подходил, а Бхиме, конечно, пришлось – и одним своим фирменным ударом булавой в голову он убил животное.
РИП
Потом Бхима вернулся к Юдхиштхире...
...и сказал, что он едет сражаться с войсками Ашваттхамы; теперь всё зависит только от старшего брата – и он надеется, что они сегодня вернутся в лагерь с живым Дхриштадьюмной, а не с его телом.