День 16. Дурьодхана теряет всех братьев
Прошедший день битвы сам по себе был для Карны, пожалуй, самым удачным с того момента, как он стал выходить на поле боя, в том смысле, что никаких челленджей насчет одновременного выполнения обещаний, данных Кунти и Дурьодхане, у него не случилось - ему нужно было охранять Дурьодхану и его братьев от возможных атак Бхимы, а в тот день Дхриштадьюмна решил, что Бхима будет охранять Юдхиштхиру от возможных атак Дроны. Но смерть Дроны сделала этот день самым неудачным, потому что теперь уже ничего не могло помешать Дурьодхане возложить на Карну обязанности главнокомандующего «красной» армии.
При назначении Карны на эту должность,...
...Дурьодхана поговорил о том, что наконец-то его армией будет командовать тот, кому он может полностью доверять – а не те, которые на самом деле воевали за армию противника, и сейчас из-за этого Хастинапур на грани поражения, а большинство его братьев погибли; но ничего – Карна же не зря учился у самого бхагавана Парашурамы, и под его командованием «красная» армия таки окажется непобедимой, а заодно он всемдокажет, что является величайшим воином Бхараты, и на Курукшетре все их враги найдут свою смерть.
Вдруг возмутился присутствующий там царь Мадры Шалья – мол, Дурьодхана таки редкий баран, раз надумал в такой критической для «красной» армии ситуации назначить командиром сына колесничего,...
...подчиняться приказам которого позор для любого тру-кшатрия, а армия Хастинапура – сюрприз! – полностью состоит из тру-кшатриев за исключением Карны.
Так как Шалья сам по себе был очень авторитетным полководцем как среди военачальников, оставшихся на текущий момент у «красных», так и в целом в Бхарате, то Карна даже на миг поверил, что товарищ прислушается и назначит главнокомандующим его.
Но Карне пришлось быстро попрощаться с этой надеждой – Дурьодхана сказал Шалье, что если тот думает, будто он в третий раз наступит на те же грабли и поставит командовать армией дядю своих врагов, то ничего подобного, а Карна, несмотря на свое происхождение, самый лучший воин и полководец и самый подходящий для должности главнокомандующего.
Как бы Карну порадовали эти слова при других обстоятельствах…
Шалья, однако, не угомонился и повторил, что для тру-кшатрия позор подчиняться колесничему, поэтому он отказывается воевать и сейчас же уедет отсюда в свое царство, а если Дурьодхана не согласен, то он вызывает его на поединок, и если он потерпит поражение, то Дурьодхана может его убить - но он не будет выполнять приказы колесничих.
Дурьодхана сказал Шалье, что тот не имеет права бросать ему вызов, потому что поклялся в этой войне служить Хастинапуру, а он здесь представляет его царскую власть - хотя на самом деле он даже и отпустил бы сейчас Шалью, потому что зачем он ему, если его армией теперь командует Карна, который не просто величайший воин, но и верен ему, и на поле боя будет воевать за него, а не за его врагов; однако поскольку Шалья тут уже не раз нахамил и ему, и Карне и отказался выполнять приказы назначенного им главнокомандующего, то Дурьодхана не только не отпустит его, а еще и показательно накажет за неадекватное поведение, чтобы другим неповадно было – с завтрашнего дня царь Мадры становится колесничим Карны.
Как бы это ни показалось неожиданным, но Шалья после этого приговора вдруг перестал активно скандалить,...
...а очень даже спокойно сказал, что Дурьодхана таки редкий баран, раз решил в колеснице поменять местами полководца и колесничего, однако, возможно, это и к лучшему – таким образом эта война до последнего «красного» закончится уже очень скоро.
***
Наступил рассвет 16-го дня войны.
Так как у Карны из вариантов командования армией, устраивающих Дурьодхану, было либо последовательное убийство всех Пандавов на поле боя – что было для Карны не вариантом, либо победа «по очкам», после которой жизни живых Пандавов оказывались в распоряжении Дурьодханы, то как бы ни была теперь иллюзорна для «красных» такая победа, а Карна стал командовать войсками исходя именно из этой единственно приемлемой для него стратегии – и время от времени ему приходилось слышать от Шальи предложение всё-таки поменяться с ним местами.
***
Бхима посвятил этот день тому, чему и хотел в прошлой серии - окончательно «закрывал вопрос» с братьями Дурьодханы. Однако сегодня в этот процесс решил вмешаться Юдхиштхира – сказал, что с войсками Духшасаны будет сражаться он, вызовет кузена на поединок и возьмет его в плен, а после заката привезет к Бхиме - и там уже брат вместе с Кришни могут делать с Духшасаной что угодно. Дхриштадьюмна, который вообще-то не любил рисковать Юдхиштхирой без особой надобности, тут возражать не стал, понимая, что это вопрос мести за игру в кости, а только сказал, что сражаться с войсками Духшасаны он поедет вместе с Юдхиштхирой.
***
У Бхимы всё получилось - он взял в плен оставшихся братьев Дурьодханы и Духшасаны. На пару с Арджуной они привезли их туда, где был Дурьодхана,...
...и началось!
***
Карна узнал о том, что происходит с Дурьодханой и его братьями, и бросился туда им на помощь.
По дороге ему преградил путь Сахадева и вызвал на поединок.
Карна сказал, что не хотел бы с ним сражаться – силы у них не равны, а он чувствует некоторую свою косвенную вину за то, что Сахадева, который должен был во время сражения сидеть в госпитале, теперь рискует жизнью на поле боя, поэтому он предлагает ему сейчас просто уйти с дороги.
Это, конечно, не понравилось Сахадеве, и уйти без поединка он отказался,...
...а Шалья сказал, что Карна, похоже, боится его племянника - что для не тру-кшатрия простительно, разумеется.
Карна еще раз сказал Сахадеве, что тому без шансов победить его, даже если они будут сражаться на секирах, и он, пожалуй, убережет того от позора проиграть со своим самым выигрышным оружием – короче, Карна предложил Сахадеве поединок на мечах.
Произошел махач,...
...и Карна действительно победил.
«Довольное» лицо победителя.
Поговорив о том, что Сахадева, конечно, кшатрий, но не великий воин и соперничать в воинском искусстве с ним не может, Карна в итоге сказал ему, что не собирался же с ним ничем меряться и хотел, чтобы они мирно разъехались – так пусть Сахадева убирается отсюда, пока Карна не передумал, как будто они и вправду мирно разъехались, и больше не попадается ему на Курукшетре, а сражается c равными, а еще лучше – таки сидит в госпитале, пока ему не пришлось там лежать.
Потом Карна вернулся в свою колесницу и сказал Шалье ехать дальше.
***
У Юдхиштхиры тоже всё получилось, как и у Бхимы.
Сражаясь с войсками Духшасаны, он в какой-то момент пересекся там с Ашваттхамой, жаждущим отомстить ему за смерть отца,...
...но его быстро взял на себя Дхриштадьюмна, к которому у Ашваттхамы, разумеется, тоже были большие претензии.
Юдхиштхира победил Духшасану и сказал, что свое наказание за то, что было на игре в кости, кузен получит только после заката, а пока побудет у него в плену.
***
У Карны произошла еще одна задержка на пути к Дурьодхане - в этот раз путь ему преградил Накула.
С ним Карна не пустился во всякое прекраснодушное о том, что из-за него «белые» теперь не получают волшебной медпомощи, а возмутился, что, мол, почему это Юдхиштхира выставляет вперед детей, а теперь вот своих младших братьев, которые, кажется, тоже годятся Карне в сыновья – и пусть Накула убирается отсюда к Юдхиштхире и передаст ему, что он не хочет сражаться с детьми и пусть для поединка присылает к нему равного, то есть главнокомандующего «белых».
Накулу такое не устроило,...
...и Карна в этот раз предложил меряться уже самым выигрышным для Накулы оружием, обосновав это тем, что для старшего естественно давать фору младшему - правда, в случае Накулы всё равно без шансов даже с форой.
Этот махач мечами...
...Карна опять выиграл.
Он опять поговорил о том, что воинское искусство не в происхождении – и пусть Накула всё-таки уберется сейчас к Юдхиштхире и передаст ему, что он будет сражаться только с Дхриштадьюмной.
«Довольное» лицо победителя - 2.
***
Но Сахадева и Накула хоть и не победили Карну, однако своими поединками всё-таки сильно задержали его, и он добрался до Дурьодханы уже практически на закате.
Как когда-то на соревновании принцев в 51-й серии, Карна одной волшебной стрелой освободил товарища из ледяной ловушки.
Потом Карна стал меряться с Арджуной лучным волшебством, а Дурьодхана бросился на Бхиму, чтобы спасти своих братьев.
Но долго эти поединки не могли продолжаться – солнце село,...
...и Карна протрубил в раковину окончание боевых действий на сегодня. Братья Дурьодханы так и остались в плену у Бхимы, и пока тот убивал их на глазах кузена и Карны, туда подъехали Накула и Сахадева, немного позже Юдхиштхира с Духшасаной, а еще попозже Кришни - но она все-таки застала убийство последней пары пленников Бхимы.
После этого Юдхиштхира привел к Бхиме Духшасану. Бхима, увидев его, кивнул в сторону Кришни и сказал кузену, что пришло время ему получить справедливое наказание за то, что было на игре в кости.
Однако в момент передачи пленника от Юдхиштхиры Бхиме, Духшасана вырвался и бросился бежать оттуда. Бхима не стал за ним гнаться - он схватил свою булаву, но метнул ее в Духшасану не сразу, а подождав, пока тот отбежит на какое-то более существенное расстояние.
Булава сбила Духшасану с ног, и тогда Бхима рванул к нему, дав Кришни знак, чтобы она оставалась на месте - но она, похоже, и так не собиралась идти за ним, понимая, что он хочет сделать.
Бхима сделал понятно что – схватил Духшасану за волосы и потащил по земле к Кришни.
После того как Бхима дотащил Духшасану до Кришни, он оторвал ему руки,…
…а потом наклонился над ним и разбил ему грудь.
Разумеется, от всего этого кровь полилась рекой. Кришни села рядом с Духшасаной и стала зачерпывать эту кровь и выливать себе на волосы, глядя на Духшасану с триумфальным видом «смотри, это то, что ты сам записал в свою судьбу, и на моих волосах твоя кровь, как я и обещала».
Бхима тоже сел рядом с Кришни и тоже лил кровь Духшасаны на ее волосы. Время от времени Кришни и на него посматривала - тогда триумфальный взгляд сменялся взглядом благодарности за триумф.
Всё происходящее публика наблюдала с такими лицами.
Дурьодхану удерживал Карна.
Наконец, видя, что Духшасана скоро умрет и тянуть дальше некуда, Бхима снова зачерпнул крови обеими руками, но поднес их уже не к волосам Кришни, а к своему рту.
Надо сказать, что у Бхимы от всего предыдущего лицо было уже очень сильно забрызгано кровью, а вот Кришни мазала свои волосы ниже макушки, и Бхима тоже, так что ее лицо осталось чистым. Увидев, что Бхима собирается делать, она взяла его руки в свои, поднесла к своему лбу и вылила ту кровь из его рук себе на лицо.
Сначала Бхима, как и все остальные, подумал, что Кришни сделала это для демонстрации того, что теперь на ее лице уже не ее кровь, а ее обидчика, и потянулся к Духшасане за новой порцией, чтобы всё-таки в точности выполнить свою клятву в отношении него. Однако Кришни остановила его руки одной рукой, а другой обняла Бхиму за шею и приблизила его голову к своему лицу. Бхима понял, зачем она это делает – они же всегда хорошо понимали друг друга даже без слов, - и он слизнул струйку крови с ее щеки. После этого Кришни закрыла Бхиме рот своей рукой и помотала головой в знак того, что больше крови пить не надо.
Затем Кришни бросила очередной триумфальный взгляд на умирающего Духшасану,...
...встала с земли, и Бхима поднялся за ней. Не заморачиваясь тем, чтобы вытереть кровь с лица, Кришни обратилась к Дурьодхане и сказала довольно много слов о том, что помнит ли он, как в тронном зале после игры в кости его родители умоляли ее простить его,…
…и она тогда им говорила, что у нее есть претензии только к Духшасане, а всех остальных она прощает? - так теперь у нее нет претензий и к Духшасане, и можно прямо сейчас закончить войну, если Дурьодхана вернет ей ее Индрапрастху – таким образом один живой сын у его родителей всё-таки останется, причем именно тот, за кого они так просили, да и вообще никто больше не погибнет, и он сможет спокойно царствовать в своем Хастинапуре.
В ответ Кришни услышала от Дурьодханы, что как она смеет после того, что она тут устроила с его братом, предлагать ему мир, при этом еще и требуя от него что-то – разумеется, ни о каком мире не может быть и речи,...
...он ей ничего не отдаст и убьет и Бхиму, и остальных Пандавов, а ее после войны сожгут на центральной площади Хастинапура вместе с ее детьми.
Карне, расстроенному от того, что Дурьодхана никак не способен согласиться на это предложение Кришни о мире,...
...в это время приходилось прикладывать дополнительные усилия, чтобы удержать товарища, да и Кришни взяла Бхиму за руку на всякий случай. Когда Дурьодхана высказал всё, что
Кришни снова подняла глаза на Дурьодхану – и в этот раз уже откровенно посмотрела на него своим фирменным взглядом как на феерического идиота, а заодно и на Карну. Потом Кришни и Бхима переглянулись и вместе ушли в ее колесницу. Остальные тоже разошлись по своим, кроме Дурьодханы и Карны, которые бросились к телу Духшасаны.