Приезд Гандхари на Курукшетру
В лагере «красных» Дурьодхана, Шакуни и Ашваттхама не заметили каких-то следов подготовки к проводам Карны в последний путь, которые полагались ему как главнокомандующему хастинапурской армии и радже Анги. Тела Карны они тоже нигде не заметили, а когда вышли из своих колесниц, то к ним тут же подошли Шалья и еще какой-то военный – видимо, высокий чин из армии Анги. Говорить начал военный – сказал, что главнокомандующий погиб, но его тело сейчас должно быть у «белых», потому что его к ним увезла царица Кунти, и раджа перед смертью разрешил ей это сделать, так как…
Военный передал слово Шалье, сославшись на то, что тот был свидетелем произошедшего в госпитале, после того как привез туда смертельно раненого Карну.
Шалья сказал, что, как оказалось, Карна пообещал Кунти не убивать Пандавов, и все те дни войны, когда он выходил на Курукшетру, он это обещание выполнял – кстати, ему, Шалье, это хорошо объяснило некоторые странности на поле боя, которые он и раньше замечал за Карной и которые посыпались на него в количестве, когда он стал править его колесницей, а кроме того, сегодня, похоже, чем убивать Арджуну, Карна предпочел, чтобы Арджуна убил его.
Дурьодхана был шокирован, пожалуй, еще поболее, чем Арджуна в прошлой серии,...
...а Шакуни, конечно, сказал, что сразу ведь предупреждал племянника, что Кунти непременно окучит этого дхармичного дурака тем, что тот обязан ей жизнью и за это не должен убивать ее сыновей.
Шалья ответил, что дхарма тут ни при чем, и он не понял, кто там кого окучил, но это было точно раньше, чем тот случай, когда Карна срезал свой непробиваемый бронежилет – потому что Кунти его спасала не для того, чтобы сделать своим должником, а потому что он был ей нужен сам по себе живым из-за их любовного романа.
Тут уже и Шакуни оказался шокированным.
Шалья еще добавил, что Дурьодхана, если не верит, может порасспросить докторов из госпиталя, потому что Кунти там развернула эту семейную драму перед большим количеством зрителей, но вряд ли сейчас есть необходимость ехать за этим в госпиталь, так как все впечатления докторов от драмы уже в полном объеме добрались и до их основного лагеря.
Опять выступил ангийский военный – сказал, что теперь он ожидает распоряжений от Дурьодханы как от представителя здесь хастинапурской власти: Карна погиб раджой и поэтому, разумеется, погребальный ритуал для него имеет специфику, так может ли армейское командование Анги поехать со всей этой спецификой к «белым» и там поучаствовать в проводах своего раджи в последний путь, или же в свете открывшихся фактов Хастинапур как сюзерен Анги запрещает оказывать ему какие-либо посмертные почести?*
У Дурьодханы шок сменился приступом истерики – он ничего не ответил ангийскому военному, а стал кричать,...
...но, видимо, только крик не помогал, и он вскочил на первую попавшуюся лошадь и стремительно ускакал оттуда, продолжая кричать.
Крик Дурьодханы привел в себя шокированного Ашваттхаму – он тоже вскочил на первую попавшуюся лошадь и поскакал за другом.
Шакуни потребовал от Шальи и ангийского военного всех скандальных деталей, которые им известны.
*Здесь ангийский военный явно имел в виду не только то, что Карна на поле боя действовал в интересах противника, но и то, что Кунти принадлежала к династии Куру, и любовной связью с ней Карна нанес оскорбление царскому роду Хастинапура.
***
Дурьодхана доскакал до берега реки и тут, видимо, всё-таки услышал, что сзади за ним кто-то едет. Поняв, что это Ашваттхама, он остановился и спешился. Ашваттхама, догнав друга, тоже спрыгнул с лошади на землю.
Затем был эпичный многословный плач Дурьодханы по поводу того, что его предал тот единственный человек, в честность и в дружбу которого он безоговорочно верил.
В какой-то момент он даже упал на землю и немного об нее побился. Ашваттхама присел рядом и, дождавшись, когда истерика хоть чуть поутихла, сказал, чтобы друг не отчаивался – война еще не закончилась, он, Ашваттхама, на его стороне вместе со своим божественным оружием, и они обязательно убьют Пандавов.
Дурьодхана сказал, что он теперь никому не верит, а тем более Ашваттхаме - Пандавы пообещали не убивать его, и если он признает их победу, то даже его царство у него не отберут в память об учителе, потому что это же благодаря им Дрона получил Ахиччхатру.
Ашваттхама возмутился, что это Карна оказался предателем, но он был и есть верным другом Дурьодханы,...
...а кроме того, он не примет от Пандавов никаких подачек после того обмана, которым они убили его отца, и лучше умрет, чем признает их победу; он хочет их смерти не меньше, чем Дурьодхана - и готов жахнуть по «белым» своим божественным оружием прямо сейчас!
Дурьодхана ответил, что Ашваттхама ничего не сможет сделать Пандавам своим оружием – это только Карне было по силам их убить, и он ведь верил, когда тот обещал убить их, но на самом деле… Короче, по-новой начался эпичный плач о том, что тот единственный человек, в честность и в дружбу которого Дурьодхана безоговорочно верил, предал его.
Потом Дурьодхана сказал, что он, конечно, тру-кшатрий, и не боится ни смерти, ни поражения – однако ему невыносима сама мысль, что он умрет, а все его враги будут наслаждаться жизнью и радоваться победе; с другой стороны, даже если «красная» армия завтра капитулирует, но он останется в живых, то Пандавы не будут чувствовать себя победителями. Дальше Дурьодхана поговорил о том, что он еще может победить своих врагов – но для этого ему надо сделать время своим союзником*, то есть скрыться и выжидать подходящего момента для мести Пандавам и «этой ненавистной женщине» за своих замученных братьев и вообще за всё плохое,...
...а они в это время будут испытывать не счастье, а страх и тревогу, понимая, что он жив и жаждет возмездия.
В итоге Дурьодхана сказал, что сейчас он сбежит с Курукшетры и будет где-то прятаться, а Ашваттхаму попросил вернуться в лагерь и передать Шакуни, чтобы «красные» завтра признали поражение на более-менее выгодных для дяди условиях, при которых он мог бы безопасно править в Гандхаре – ну да он не сомневается, что у дяди в такой ситуации как-то получится пройти между каплями и остаться не только в живых, но и с профитом. Ашваттхаме Дурьодхана еще раз посоветовал замириться с Пандавами и спокойно царствовать в своей Ахиччхатре – тот, правда, хоть в этот раз ничего не ответил словами, но выражением лица показал, что для него это не вариант.
Однако, видя, что друг твердо решил не возвращаться в лагерь, а уйти в подполье, Ашваттхама оставил его и поскакал назад.
Но Дурьодхана, несмотря на всю решимость немедленно убежать с Курукшетры и мстить Пандавам втихаря, пока никуда не побежал, а остался лежать на берегу реки, заливая его слезами по поводу того, что его предал тот единственный человек, в честность и в дружбу которого он безоговорочно верил.
*Это сильно перекликается с тем, как в 15-й серии Шакуни прогрузил Дхритараштру о
***
Дальше нас перенесли в шатер Шакуни. Видимо, Шалья и ангийский военный уже рассказали ему все известные им скандальные детали жуть-адхармичного романа Карны и Кунти, и теперь Шакуни был один. Он в задумчивости сидел перед разложенным полем для игры, мешая в руках свои волшебные игральные кости.
Наконец, Шакуни вышел из ступора, посмотрел на кости, поцеловал их, вытер навернувшиеся на глаза слезы и вышел из шатра. Там он что-то тихо приказал одному из солдат, охранявших лагерь, и тот, запрыгнув на лошадь, быстро ускакал. Когда же Шакуни хотел вернуться к себе, то увидел подъезжающую к его шатру царскую колесницу - это Гандхари наконец-то доехала до Курукшетры, куда она собралась в 226-й серии.
Шакуни подбежал, помог ей сойти с колесницы и первым делом приказал, чтобы царице разбили шатер-люкс. Потом он завел сестру к себе и стал расспрашивать, что привело ее сюда. У Гандхари была смесь возбуждения и отчаяния из-за того, что она, поняв, как ей силой своих аскез спасти от смерти сыновей, смогла доехать до Курукшетры только тогда, когда в живых остался лишь Дурьодхана.
Тут брат и сестра поплакали по поводу смерти всех братьев Дурьодханы,...
...но немирно. Гандхари обвинила в их смерти Шакуни: она, выбрав в своей жизни путь аскезы, доверила детей ему, а он из мести Бхишме стал воспитывать их с идеей, что банда отморозков у власти неизбежно приведет Хастинапур к разрушению и гибели*,...
...а в итоге разрушена ее семья и ее сыновья погибли. Шакуни стал оправдываться, что он любил племянников как своих родных детей и их интересы были для него его собственными интересами, а во всем виноват его личный враг номер один – Кришна, который постоянно проворачивает на поле боя свои хитрые комбинации; но ничего – еще до рассвета он с ним разделается,...
...и в завтрашнем сражении обманывать «красных» будет уже некому.
Гандхари сказала, что хитростью с Кришной бессмысленно меряться даже Шакуни, но вот против силы ее аскез он ничего не сможет сделать – и Дурьодхана, когда получит от нее эту силу, точно не погибнет.
Затем Гандхари попросила брата сейчас же отвести ее к сыну. Шакуни рассказал, что тот в отчаянии ускакал куда-то – и объяснил причину этого отчаяния, помянув в том числе и то, что Карна куда больше виноват в смерти ее сыновей, чем он – когда речь шла о защите их жизней, то жизнь Пандавов Карне была дороже. Тут произошло нечто нехарактерное для Гандхари – и вообще, и с учетом ее дружбы с Кунти: она разозлилась и сказала, что, выходит, Карна, обманывая Дурьодхану, лишил ее 99-ти сыновей, а Кунти не только оставил при всех ее сыновьях, но и сделал ей еще одного – и всё это ужасно подло и несправедливо по отношению к ней.
В общем, от новости о жуть-адхармичном романе Карны и Кунти ставки возросли – Гандхари заявила, что силой своих аскез она могла бы защитить всех своих сыновей, но теперь эту силу получит только Дурьодхана, и это даст сыну возможность не просто избежать смерти, но еще и убить всех Пандавов...
...и так сравнять ее с Кунти число имеющихся живых сыновей.
Шакуни попросил слугу узнать, не вернулся ли племянник, но вместо Дурьодханы тот привел к ним приехавшего с берега реки Ашваттхаму. Он рассказал Шакуни и Гандхари об идее Дурьодханы уйти в подполье. Брат и сестра сильно запереживали, что Дурьодхана не просто же куда-то ушел, а ушел с намерением скрываться, и найти его теперь будет проблематично – однако времени все-таки прошло совсем немного, и они попросили Ашваттхаму срочно скакать назад, разыскать Дурьодхану и передать ему, что приехала его мать, чтобы отдать ему силу своих аскез, с которой он сможет защититься от смерти и убить своих врагов. Гандхари выдала Ашваттхаме инструкцию, что сын должен сделать, чтобы получить эту силу: прийти в ее шатер, где она будет ждать его, но прежде чем зайти внутрь, пусть Дурьодхана снимет с себя всю одежду.
*Похожие обвинения уже шли от Гандхари в сторону брата после игры в кости в 159-й серии.
***
Сахадева привез Кришни в основной лагерь «белых», где лучи любви и оптимизма уже достались и остальным его братьям, которые, правда, пока никакой особой красоты навести не успели, а только поснимали бронежилеты. Арджуны еще не было, но за него не беспокоились, сообразив, что после смерти Карны он поедет в лагерь «красных» за Кунти.
Когда Бхима снимал Кришни с колесницы, то и перед ней побил себя в грудь – вроде как перед Дхриштадьюмной в прошлой серии, только попафоснее – насчет того, что хоть Дурьодхане и удалось сегодня уйти от справедливого возмездия, но завтра с ним точно будет покончено, а вместе с ним и с войной – и это будет победа их царицы! Кришни ответила, что это будет их общая победа, а Дурьодхана, конечно, от Бхимы теперь никуда не денется.
Потом все лучи любви были сфокусированы на Юдхиштхире – Кришни подошла к нему совсем близко и сказала: она понимает, что смерть Карны это, конечно, очень важно для победы, но известие о том, что у Арджуны наконец-то получилось исполнить свою клятву, как-то совсем не добавило ей радости, потому что она и так была и остается на максимуме счастья и радости от того, как сильно медицина сегодня ошиблась в отношении ранений Юдхиштхиры - и вот сейчас, опять увидев его живым-здоровым, она не может сдержать своей радости.
Невозможность сдержать свою радость выражалась в том, что Кришни трогала руки и плечи Юдхиштхиры – там, где еще были видны какие-то остаточные следы ран, полученных сегодня от Карны, а потом просто повесилась ему на шею. Юдхиштхира ее внимание воспринял очень позитивно и засветился своими всегдашними любовными эмоциями к ней.
Но тут Кришни заметила, что приехала колесница Арджуны – Кришна ее как раз «припарковывал» в положенном месте. Она оставила Юдхиштхиру и бросилась туда. Он и братья, конечно, тоже увидели, что Арджуна вернулся, и пошли ему навстречу поздравлять с победой над своим врагом номер один, но просто не так резво, как Кришни.
Однако поздравления с победой над врагом номер один так и не прозвучали из уст Кришни, потому что она увидела «довольное» лицо вышедшего из колесницы победителя.
Вместо этих поздравлений Кришни пришлось спросить, что произошло, но поскольку Арджуна ничего не мог из себя выдавить, то она, не видя в колеснице Кунти, спросила – что-то случилось с мамой?
Арджуна никак не среагировал, но тут Кришни сама заметила силуэт Кунти в подъезжающей телеге.
Тогда Кришни выдвинула другую гипотезу – Арджуна не смог победить Карну?
Арджуна опять никак не среагировал, но телега уже подъехала, и в ней Кришни увидела тело Карны. Заодно она увидела, что состояние Кунти еще хуже, чем у Арджуны,...
...и спрашивать что-то у нее тоже бесполезно. Кришни посмотрела на друга, который уже «припарковал» колесницу, но лошадей распрягать не начал, а остался в ней. Выражение лица Кришны ее несколько успокоило – там было «всё нормально, но будет драма».
Кришни снова спросила у Арджуны, что произошло. Арджуна внезапно смог изобразить на лице какое-то подобие улыбки(!) и сказал ей – он так рад, что она к ним приехала и сейчас здесь. После этого он обнял Кришни, уткнулся ей в плечо и залил его слезами.
На заднем плане было заметно, что какой-то всадник подъехал к Кришне – и после неслышного короткого диалога тот снова выкатил колесницу и уехал на ней оттуда.
Подошли остальные Пандавы, и Арджуна оторвался от Кришни. Братья тоже заметили, что поздравления с чем бы то ни было Арджуне как-то сейчас не в тему, чему, разумеется, удивились не меньше Кришни. Юдхиштхира спросил у Арджуны, зачем он привез к ним в лагерь тело Карны, вместо того чтобы оставить его «красным», и почему мама ехала не в его колеснице, а в телеге с трупом?
***
Ашваттхаме не составило труда найти Дурьодхану – тот лежал в том же месте на берегу реки и всё еще плакал из-за предательства Карны.
Когда Ашваттхама рассказал о Гандхари и цели ее приезда, то Дурьодхана очень воодушевился. Он сказал, что в таком случае он, конечно, сейчас вернется в лагерь – только сначала искупается в речке, раз уж мама просила его прийти к ней для передачи силы ее аскез полностью раздетым.
***
Заключение
Этой серии суждено было стать последней серией проекта. Причина, по которой создатели решили свернуть знамена и не заканчивать свой сериал, так и осталась для меня загадкой, но, вроде бы, ничего трагического, потому что весь каст - и основной, и второго плана - жив по сей день, да и главные «закадровые» кинодеятели тоже. Кроме того, я думаю, что если бы причиной была смерть, болезнь или даже просто уход какого-то актера из сериала, то об этом бы прямо и сказали. Но прямо ничего не сказали - из того, что я поняла, официально они ограничились туманными фразами о том, что проект, мол, оказался со всех сторон затратным, но если в смысле финансов они еще могли куда-то «отступить», сведя, например, всебхаратскую
На самом деле здесь ключевое слово это «напоследок» - даже для тех, кто совсем незнаком с сюжетом эпоса, по-моему, очевидно, что конец войны в сериале был вопросом максимум нескольких серий. Знакомые с эпосом тоже в курсе, что конец войны - это совершенно нормальное место в сюжете этой истории, где, пересказывая ее, можно при желании с чистой совестью поставить точку. То есть там внутри команды создателей действительно были какие-то очень серьезные проблемы, раз их не хватило ни на пару-тройку серий для более-менее нормальной «точки» в проекте, который они, с их слов, так полюбили, ни на какой-то красивый открытый финал в той серии, которая оказалась последней. И если так подумать, то авторы сериала, наверное, таки показали высокий уровень того самого профессионализма, который не в бюджетах, а в реальном умении создавать киноистории, если при настолько критических проблемах они все-таки не выплеснули их на зрителя - на меня, по крайней мере, они ничего не выплеснули, и мне сериал не только очень понравился (думаю, по обзору это заметно), но и показался очень ровно снятым, без значимых провалов в качестве, так что о характере тех проблем, из-за которых он оказался незаконченным, у меня нет никаких идей.
Я еще нашла инфу, что в сериале планировалось 267 серий, но больше подробностей нет, кроме того что три серии «ушли» за счет вырезанной мгновенной беседы Кришны и Арджуны между 209-й и 210-й сериями. Но даже если это так, то это не значит, конечно, что создатели сериала не доснимали 21 серию - должно быть, число 267 просочилось в инфопространство с каких-то ранних стадий планирования сериала, когда еще думали включать в него то, что потом стало фансервисными «Божественными словами», и вполне могло быть порезано начало: что-то отправили во флешбек Шантану в ту серию, которая стала первой (и, возможно, поэтому ее сделали в два раза длиннее остальных серий), а что-то
Однако что бы там ни планировали и ни предпочли в итоге, а сериал оказался незавершенным, и в нем существуют только описанные здесь 243 серии. Остается только верить словам создателей сериала о том, что иногда лучше и профессиональнее не закончить, чем закончить. Хотя мне не то слово жаль, что я никогда не увижу окончание этой истории, но кто знает - может, если бы они и вправду сняли оставшиеся серии, то мне бы и не захотелось писать никакие обзоры не только на них, но и на всё предыдущее (а оно мне кажется прекрасным!), а захотелось бы просто развидеть то, как парой десятков серий прекрасное превратили в дичь и отстой. Но зная себя, я предположила бы, что мне захотелось бы не просто развидеть дичь и отстой, а еще и основательно поплеваться ядом за то, что меня побили высокой планкой тех 243-х серий, которые мне все так понравились. Не исключено, что я бы даже захотела какой-то аушный фанфик написать по этому сериалу - так сказать, в знак протеста , да и не пропадать же добру в виде этих замечательных 243-х серий, ведь благодаря им у меня теперь есть хедфанон по эпической Махабхарате, который я обожаю , пусть даже он и оказался некрасиво оборванным.
В качестве занавеса к моему обзору этой чудесной истории я предлагаю послушать некоторые музыкальные темы сериала и еще раз вспомнить ее основных героев.
Бхишма
Шакуни
Дхритараштра
Дурьодхана
Карна
Кунти
Бхима
Юдхиштхира
Арджуна
Главный герой - великий комбинатор Кришна и главная героиня - божественная красавица Кришни.