

Уход в изгнание
Итак, Юдхиштхира безуспешно пытался убедить Кришни, что ей сейчас нужно оставить Индрапрастху и уйти в изгнание - и тут в комнате появился Кришна.



Кришни сразу бросилась к нему и очень эмоционально рассказала, как от ее веры в их дружбу и в то, что ни при какой дхарме он не стоял бы просто так, когда ее пытаются раздеть, произошло чудо, и у Духшасаны ничего не получилось, а в дальнейшем воспоминания о друге тоже сильно помогли ей; но только всё зря, потому что стоило ей выйти за порог тронного зала, как Юдхиштхира тут же отдал Индрапрастху Хастинапуру – причем уже не свою, а ее!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Кришна спокойно ей сказал, что ничего не поделаешь и придется принимать реальность как она есть: отказ от договора с Хастинапуром об аренде Индрапрастхи неизбежно приведет к войне с ним, а обязанность правителя предотвращать насилие, в частности войну на своей территории, и если ради этого царю надо отречься от царства – то его долг отречься от царства; поэтому Кришни нужно продолжить выполнять свой долг царицы Индрапрастхи – точно так же, как она – героиня и молодец - делала это в тронном зале, просто в других условиях, которые сейчас требуют от нее ради блага Индрапрастхи навсегда отказаться от царствования в ней и на 13 лет уйти в изгнание.
Если помните, это Кришна цитировал саму Кришни – в прошлой серии она кричала Дхритараштре, что обязанность царя не допускать насилия, а в 122-й серии она говорила приунывшим от вида пустынных ландшафтов Кхандавапрастхи мужьям, что Юдхиштхира, отказавшись от своих прав на трон Хастинапура, сделал всё правильно, то есть именно то, что и полагается настоящему царю, а не оборотню в короне, потому что так он не допустил войны на своей территории. Кришна хоть и не присутствовал ни при одном из этих событий, но ему для того, чтобы апеллировать к тем словам Кришни, это было и не надо - а вот Юдхиштхира присутствовал при обоих. Видимо, от воспоминаний о них плюс, разумеется, от неожиданного спасительного приезда Кришны, у которого всегда хорошо получалось успокаивать Кришни, у Юдхиштхиры резко изменилось настроение, слезы все повысыхали, и он фигурально побил себя в грудь, говоря, что почему это Кришни надо навсегда отказаться от Индрапрастхи?! – Ничего подобного, через 13 лет, выполнив все условия договора, он непременно заявит о своих правах на нее, а если псевдо-родня начнет в этих правах сомневаться, то он пойдет войной на Хастинапур – но обязательно вернет Кришни ее Индрапрастху!

Кришни, в отличие от него, наоборот от слов друга притихла, задумалась и загрустила. Она вообще никак не среагировала на слова Юдхиштхиры – даже в его сторону не посмотрела, а Кришне сказала, что друг абсолютно прав: и сейчас, когда он так четко ей сформулировал, как должен вести себя в этой ситуации настоящий правитель, а не оборотень в короне, она сама себе неприятно поразилась, что не дошла до такого сразу и самостоятельно – а, может, это как раз знак того, что у нее нет необходимых качеств для управления царством, и у настоящего правителя такой ситуации вообще бы не возникло, так что всё справедливо, и ее место не на троне, а в лесу.
На это Кришна по-прежнему спокойно, но немного строго сказал ей, что нет – во-первых, правитель управляет царством, но не миром, который во власти Всевышнего, а значит даже у гениальных управленцев может случиться какая угодно ситуация, и это не повод сомневаться в подаренных Всевышним способностях, а лишь очередная необходимость приложить эти способности по назначению, то есть к оптимальному разруливанию ситуации; во-вторых, она не смогла это сформулировать сразу и самостоятельно не потому, что у нее нет необходимых качеств для управления царством – у нее они как раз есть, - а потому, что никакие герои и молодцы не могут после того, что случилось с ней, вот так просто встать, отряхнуться и дальше пойти, и не потому, что они не тру герои и молодцы, а потому что так устроен человек. В этом смысле Кришна добавил, что у него есть на примете замечательный лесной санаторий с прекрасными докторами, где ей быстро помогут - и случившаяся с ней гадость точно не будет вредить ее будущей жизни, в том числе и ее управленческим возможностям, но вообще говоря, Кришна по знакомству может договориться, чтобы ей разрешили пожить в одном из бунгало для пациентов этого санатория все 12 лет изгнания – и он очень рекомендует подруге принять именно этот вариант.
Кришни хоть на всё это и согласно покивала головой, но еще больше загрустила и даже начала плакать. Однако по своей оптимистичной натуре она и здесь попыталась сказать что-то позитивное – отметила, что за 12 лет она точно придумает, как ей провести 13-й год так, чтобы не нарушить свое инкогнито. Тут Кришна уже очень по-ласковому ей сказал: мир так устроен, что у любого, даже самого гениального правителя есть время, когда он не управляет страной – это время его детства. У Кришни не было детства, но мир не обманешь – и это пришло ее время не управлять царством. Кришна напомнил подруге то, что уже не раз говорил ей - его предсказания сбываются не потому, что он может видеть будущее – он не может, а потому, что он может видеть человека – а значит, понимать, какое будущее его ждет. Кришни сейчас сложно поверить в его слова, но он никогда не предложил бы ей этот лесной санаторий, если бы, видя ее, не понимал, что она непременно найдет там кое-что интересное для себя. И хоть она, конечно, будет скучать и по тому прошлому, когда она правила Индрапрастхой, и ждать с нетерпением, когда же закончатся уже эти годы, чтобы она могла снова проявить себя в общественной жизни, однако она всегда будет вспоминать эти 12 лет лесного санатория приблизительно с той же теплотой, с какой Юдхиштхира всегда вспоминает свое проведенное в лесу детство – и когда к концу срока Кришна появится в санатории, она скажет, как же друг был прав и как хорошо, что он настоял, чтобы она провела годы изгнания именно там.
Кришни вытерла слезы, грустно вздохнула и сказала, что действительно звучит невероятно, но она готова во всем довериться другу и сейчас пойдет собирать вещи – Кришна расскажет, как добраться, или, может быть, даже сам отвезет ее туда? Он попросил Кришни подождать, потому что ему нужно сказать ей еще кое-что на подумать во время изгнания, но он хочет, чтобы Пандавы это тоже услышали - и тоже подумали об этом. Не важно, вернет Кришни себе Индрапрастху после этого изгнания или нет, - тут Юдхиштхира забеспокоился и, видимо, хотел опять фигурально побить себя в грудь насчет того, что через 13 лет он обязательно заявит свои права на Индрапрастху, чтобы вернуть ее Кришни, но Кришна взглядом попросил не перебивать его, - или она создаст себе новое царство, или будет управлять каким-то уже существующим, – но разве она на себе сейчас не прочувствовала, что любой анклав справедливости будет бессилен против того беспредела, который творится во всей остальной Бхарате, где дхарма стала не справедливостью, а средством для системного оправдания насилия, обмана и эксплуатации? То, что она не страдает имперским духом – это прекрасно, но не из тщеславия, а из необходимости все-таки восстановить в обществе истинное значение дхармы как справедливости для всех членов этого общества пусть подруга подумает насчет того, что хорошо бы ей после этих вынужденных 13 лет изгнания и возврата в общественную жизнь распространить свое управленческое влияние на всю Бхарату – и вот ради того, чтобы разрушить мир насилия до основания, можно и войной пойти на тех, кто упорствует в желании продолжать называть справедливостью эксплуатацию и обман.

"Подумайте об этом!" (с)
Кришни и тут согласилась с другом, причем уже не с такой печалью в глазах и голосе, как она соглашалась на лесной санаторий, а, можно сказать, даже оживившись – видимо представляя, с чего после 13 лет изгнания можно будет начать в направлении восстановления истинного значения дхармы в обществе. Кришна ей улыбнулся и сказал, что тогда пребывание в лесном санатории окажется не только интересным и приятным для нее, но и полезным в свете этой сверхзадачи.
Арджуна заявил, что он согласен с каждым словом друга и желает участвовать в сверхзадаче вместе со своей Гандивой, то есть не просто по справедливости наказать обидчиков за случившееся с ними в Хастинапуре, но и разрушить мир насилия до основания военным путем. Кришна ответил, что, конечно, ни минуты не сомневался, что сверхзадача восстановления в обществе истинного значения дхармы не оставит такого героя, как Арджуна, равнодушным.
Бхима и близнецы тоже выразили свою солидарность с братом, и тогда Кришна им сказал, что если они так решительно настроены на сверхзадачу, что они не могут себе позволить 12 лет просто шляться по лесам, а должны настраиваться на самый пессимистичный сценарий - то есть когда мир насилия не захочет сдаваться без боя, а значит, война за восстановление в обществе истинного значения дхармы распространится на всю Бхарату, - и для этого выполнить определенные сложные спецзадания, о которых им Кришна позже расскажет в подробностях.
Однако к Юдхиштхире, который, кстати, и не высказал солидарности с Арджуной насчет участия в сверхзадаче, опять вернулось то настроение, в котором он был до прихода Кришны. Хотя он и сейчас подтвердил, что после изгнания обязательно вернет Кришни ее Индрапрастху, даже если ему придется для этого пойти войной на Хастинапур, а в смысле сверхзадачи он, разумеется, благословляет на нее своих братьев, но ему самому за случившееся полагается пожизненное покаяние в лесу, которое он начнет отбывать в следующие 12 лет и продолжит сразу после того, как вернет Кришни ее Индрапрастху.

Кришна сказал Юдхиштхире, что на самом деле, если заниматься не бесполезным самоиздевательством, а истинным искуплением своей вины, то 12 лет на то, чтобы простить самого себя, это даже слишком много – особенно если схему покаяния ему распишут прекрасные доктора замечательного лесного санатория, но по знакомству Кришна договорится, чтобы он пожил в одном из бунгало для пациентов этого санатория весь срок изгнания, и если он будет чувствовать, что докторских схем покаяния ему недостаточно, то он может реализовать там и свои собственные.
Тут и у Кришни изменилось настроение – грусть и задумчивость как рукой сняло, и она решительно сказала другу, что если он имеет в виду один и тот же санаторий, то ей такое не надо – не будет она ходить с Юдхиштхирой не то что по одному санаторию, а даже по одному лесу!


Кришна спокойно, но при этом строго ответил, что подруге таки не стоит из-за Юдхиштхиры отказываться от возможности провести изгнание в том замечательном санатории, где она непременно найдет кое-что интересное для себя, а в свете сверхзадачи даже полезное; более того, целесообразно провести изгнание не то, что в одном с Юдхиштхирой санатории, но и в одном с ним бунгало, потому что это не гостиница-люкс - одноместных бунгало нет, и 12 лет они там будут жить исключительно по знакомству, а вообще-то туда приезжают лечиться, то есть так долго никто не зависает, поэтому если Кришни так принципиально откажется от одного бунгало с Юдхиштхирой, то придется ей терпеть постоянную смену самых разных соседей – зачем оно ей надо? – Чистый лесной воздух, рекомендации прекрасных докторов и честное соблюдение санаторного режима быстро настроят Юдхиштхиру на хорошую и счастливую жизнь, а, как известно, самый беспроблемный человек – это человек счастливый, и такого соседа надо брать без раздумий, потому что от него в бунгало точно не будет никаких проблем, а, может, даже и практическая польза - это, опять же, не гостиница-люкс, и там надо и готовить самому себе, и в бунгало прибираться. Кришни ответила, что ой, нет, не будет от него в этом отношении никакой практической пользы, и лучше она сама за это время научится готовить что-то более интересное, чем манго с ближайшего дерева. Тут она повернулась к Бхиме и можно даже сказать приветливо спросила у него, как он считает – ей доступно за 12 лет научится готовить? Тот от неожиданности, что Кришни обратилась к нему с чем-то поприятнее того, что Пандавы должны немедленно убраться из ее Индрапрастхи и ее не интересуют фейковые клятвы бывших псевдо-мужей, даже толком ничего не смог ей ответить, а только головой покивал. Вообще по всей этой сцене заметно, что ни у кого из Пандавов, кроме Бхимы - даже у обожаемого Арджуны, - не было сейчас особых шансов помириться с Кришни, а вот у того они были бы очень даже высоки, если бы он не чувствовал себя сильно ограниченным в своих мирных инициативах присутствующими братьями.
А вот обожаемый Арджуна в своих мирных инициативах нисколько не чувствовал себя ограниченным присутствующими братьями - скорее наоборот, их печальные взгляды в сторону Кришни его на них вдохновляли. Не удивительно, конечно, но в тронном зале Хастинапура Арджуна не смог оставить выпавшие из брошенной под ноги Пандавам брачной короны Кришни пять камней друга просто валяться на полу – он подобрал и их, и корону. И сейчас, когда уже более-менее вырисовался годный план на будущее, с которым все были согласны – Кришни и Юдхиштхира во время изгнания поживут в лесном санатории, в то время как остальные Пандавы будут выполнять сложные спецзадания, о которых им попозже расскажет Кришна, а потом, вернув себе право на общественную жизнь, они возьмутся за сверхзадачу восстановления в обществе истинного значения дхармы, - Арджуна решил сделать кое-что в направлении супружеского примирения их всех с Кришни. Он подошел к ней и протянул ей камни и корону со словами, что когда они справятся со сверхзадачей, попутно по справедливости наказав за случившееся в тронном зале всех обидчиков и вернув ей ее Индрапрастху, и так докажут, что они все-таки чего-то стоят, не простит ли она их и не согласится ли снова признать своими мужьями.

Кришни инициатива Арджуны не впечатлила, никаких лучей любви и обожания он от нее в этот раз не получил от слова совсем, и ни камни, ни корону она из его рук не взяла. Она сказала, что сверхзадача тут ни при чем, а всех тех, кто в тронном зале просто смотрел, как над ней издеваются, она еще там простила, в том числе и Пандавов, однако сейчас она вообще не видит для себя смысла в таких вот псевдо-мужьях, которые просто смотрят, как над ней издеваются – но так и быть, когда она вернет себе Индрапрастху и вымоет волосы в крови Духшасаны, Арджуна может к ней еще раз подойти со всем этим, если для них самих через столько лет еще будут актуальны отношения с ней - тогда она подумает, надевать ли ей снова эту брачную корону и с каким количеством камней, и даст окончательный ответ, а пока пусть всё это побудет у Арджуны для удачи и для принятия правильных решений; "особенный" камень, правда, уже сейчас может взять себе для этого Юдхиштхира, если ему надо - за то, что он тут же отдал Хастинапуру ее Индрапрастху, стоило ей выйти за порог тронного зала, она не собирается его прощать ни при каких условиях, даже если это он после 13 лет изгнания вернет ей ее царство.

Тут к Арджуне подошел Кришна и сам взял в свои руки брачную корону и пять камней. Он наконец-то вслух высказал Пандавам то, что думал по поводу их поведения в тронном зале – дхарма в их обществе это не про справедливость, а про системное оправдание насилия, обмана и эксплуатации, поэтому мозги при слове «дхарма» отключать ни в коем случае нельзя. И хотя никто из них не тащил Кришни за волосы, а если бы вдруг Юдхиштхира выиграл жену Дурьодханы, то он точно не стал бы ее раздевать, тем не менее Пандавы вели себя по отношению к Кришни как редкие козлы, и ей действительно не нужны такие псевдо-мужья с их фейковыми клятвами, а ему, по правде говоря, не нужны в друзьях такие великие воины, которые просто стоят и смотрят, как над кем-то издеваются,...

...но если они сейчас ему дадут клятву кровью над этими камнями, что, начиная прямо с этого момента, они всегда будут защищать его подругу без всяких исключений и независимо от того, захочет она в дальнейшем их считать своими мужьями или нет, то Кришна их простит.
Пандавы, ни секунды не раздумывая, повытаскивали свои ножи из-за поясов и все послушно подошли к Кришне резать себе руки над камнями. Кришни, видя это, возмутилась, что, мол, зачем эти очередные фейковые клятвы, если уже и так ясно-понятно, что Пандавы на другие не способны, тем более друг всегда говорил, что клятвы зло, и само будущее, когда оно станет настоящим, должно определять, как себя вести, а не нынешние фантазии о нем, даже если эти фантазии преподносятся в виде обетов. Кришна ей сказал, что бывают случаи, когда клятвы полезны для настоящего, в котором как раз и зарождается будущее – и это как раз такой случай.

Короче, Кришна еще раз призвал Пандавов выполнить его требование, если они хотят получить его прощение за то, что произошло с Кришни в тронном зале. Пандавы порезали себе руки, и их кровь закапала на камни в руке Кришны.
Кришни, глядя на окровавленные камни, стала смотреть на друга во все глаза с безмолвным вопросом, правильно ли она понимает, что на самом деле он имел в виду, когда сказал, что такая клятва нужна именно сейчас и именно для будущего. Кришна никаких особых знаков глазами ей не подал, а спросил, не хочет ли подруга, прежде чем уходить так надолго в лесной санаторий, навестить своих родных в Панчале? - Он готов отвезти ее туда, но только с заездом в Двараку, чтобы оставить там Субхадру; потом, попрощавшись с родными, Кришни уже поедет в санаторий и подождет, пока Пандавы дойдут туда пешочком, и братья Юдхиштхиры получат ее благословения перед тем, как разойтись по своим спецзаданиям – подруга сможет отпустить их на выполнение спецзаданий с миром и благословениями? Кришни, всё также пораженно смотря на друга и забирая камни и корону из его рук, сказала, что это замечательная идея, и она будет безмерно рада, если друг и вправду отвезет ее в Панчал, чтобы она увиделась с отцом и братом перед таким долгим изгнанием – а Пандавов она, разумеется, отпустит с миром и благословениями, раз их спецзадания так важны для решения сверхзадачи восстановления в обществе истинного значения дхармы.
Но когда камни уже были в руке Кришни, вдруг из ее глаз опять полились слезы. Она очень жалобно посмотрела на Кришну и сказала: как же она надеется, что ей суждено иметь мужа, который будет обладать смелостью нарушать дхарму тогда, когда она перестает быть справедливостью - и в таком случае ее судьба обязательно найдет к ней свой путь независимо от ее занятости в какой бы то ни было сверхзадаче. Кришна ей грустно сказал, что муж, у которого есть не только смелость на такое, но и сила, действительно полагается ей по судьбе, и с таким мужем никто не только не пытался бы ее раздеть, но даже не предложил бы такое; но в том то и дело, что когда в обществе дхарма это не справедливость, а средство для оправдания насилия, обмана и эксплуатации – не важно, кого и кем, то даже судьбе становится трудно прокладывать себе дорогу,...

...и это тоже одна из причин, по которой он рекомендует Кришни сделать решение сверхзадачи восстановления истинного значения дхармы в обществе своим жизненным приоритетом.
***
Гандхари выкатила Шакуни претензию – мол, что это брат такое навоспитал?! То есть она, конечно, и своей вины не отрицала – что увлеклась обетом жить без зрения и прочим поклонением Шиве, а детей сбросила на брата, но она же думала, что он их будет воспитывать как родных, а не с идеей, что банда отморозков у власти неизбежно приведет Хастинапур к гибели; так теперь вышло, что и правда Пандавы незабудутнепростят и через 13 лет здесь камня на камне не оставят, а ее сыновей убьют – и как ей потом с этим жить?!
Дхритараштра, который там присутствовал, попытался успокоить жену, сказав, что когда через 13 лет у Пандавов закончится срок изгнания, то он, возвращая Юдхиштхире Индрапрастху, за всё еще раз извинится и попросит не нападать на Хастинапур и не бросать вызов их сыновьям
Шакуни возразил, что через 13 лет не надо будет ни возвращать что-то Пандавам, ни за что-то перед ними извиняться, ни о чем-то их просить, а его племянникам в действительности ничего не угрожает, потому что он не зря именно такой договор впарил Юдхиштхире - за Пандавами будет установлено наблюдение, чтобы в любом случае понимать, что они там себе планируют на будущее, но главное для того, чтобы узнать, куда они пойдут жить на 13-й год своего изгнания, там раскрыть их инкогнито и снова исключить их из общественной жизни на 13 лет.
Но Гандхари это всё не успокоило,…

…и она сказала брату, что в данном случае справедливость на стороне Пандавов, а значит, именно им мироздание будет всячески помогать, в том числе расстраивая даже самые продуманные схемы Шакуни.
***
Пандавы, переодетые в простую одежду отшельников, вышли за городские ворота Индрапрастхи. Рядом с ними ехала карета с Субхадрой и колесница с Кришной и тоже переодетой в простую одежду Кришни, которая опять не захотела завязывать свои волосы, а оставила их распущенными. За воротами все сразу остановились, чтобы попрощаться, потому что тут их пути уже и расходились – дорога к лесному санаторию была в одной стороне, а дорога на Двараку в другой. Правда, Кришни осталась в колеснице, не захотев прощаться с Пандавами – мол, всё равно относительно скоро они увидятся в санатории, где она и отпустит братьев Юдхиштхиры с миром и благословениями на их сложные спецзадания. Конечно, это тоже было очень печально для Пандавов, потому что раньше они, разумеется, при любом расставании, даже куда более коротком, получали от нее, кроме ее теплого любящего взгляда и теплых прощальных слов, еще как минимум что-то оптимистичное о том, как быстро пролетит время разлуки и как будет хорошо, когда они снова увидятся. А сейчас она даже в их сторону не смотрела, а просто ждала, когда Кришна и Субхадра закончат, и они поедут дальше.
Вдруг навстречу выехали колесницы Дурьодханы, Духшасаны и Шакуни, прибывших в Индрапрастху (заметим, Карны с ними не было). Конечно, проезжая мимо кузенов, Дурьодхана бросил на них торжествующий взгляд победителя,...

...да и сине-красное лицо "этой ненавистной женщины" его тоже сильно порадовало.

Впрочем, даже в отекших от побоев глазах Кришни всё равно просматривался ее обычный взгляд на него - как на феерического идиота, а вот Духшасана таки получил из этих глаз лучи реальной ненависти и обещания возмездия.
В свете такой встречи Дурьодхана сразу за воротами остановился, вместе с братом и дядей поднялся на городскую стену, сбросил оттуда вниз знамя Индрапрастхи и поднял над воротами вместо него флаг Хастинапура.
Пандавы, Кришна и Субхадра как раз прощались – особо трогательно прощался Арджуна со своим сыном,...



...которого впервые сможет увидеть только через 13 лет. Кришна пообещал другу, что в Двараке с его сыном всё будет хорошо - он сам воспитает из мальчика героя под стать отцу, и его слава навсегда войдет в историю Бхараты.


Оказалось, что Кришна уже и имя придумал племяннику - Абхиманью. Ну да еще в 139-й серии было понятно по тому, как Кришна встретил известие о беременности Субхадры, что он очень ждал этого ребенка.
Традиционно трогательно попрощался Арджуна и с самим Кришной.


Братьев Юдхиштхиры Кришна еще раз проинструктировал – как только они дойдут до санатория и убедятся, что Кришни там и у нее всё ок, им нужно сразу же отправиться на выполнение своих спецзаданий – и он очень надеется, что 12-ти лет им все-таки хватит для того, чтобы успешно решить все поставленные задачи, однако как бы не сложилось, на исходе этого срока они должны вернуться в санаторий, и Кришна тоже туда приедет, чтобы вместе обсудить, как им организовать их последний год изгнания без риска раскрыть требуемое по договору с Хастинапуром инкогнито.
Тут как раз к их ногам упало знамя Индрапрастхи. Все подняли головы, и на городской стене увидели уже поднятый флаг Хастинапура и ликующего Дурьодхану рядом с ним.

Конечно, это было крайне неприятное зрелище для Пандавов,...





...и тут они даже порадовались, что Кришни осталась в колеснице и оттуда ей всего этого было не видно.
Кришна, увидев расстроенные лица друзей, отметил, что их эмоции, конечно, понятны, но не надо вестись на такой тупой троллинг и унывать, потому что Индрапрастха это был этап, который помог им понять, куда им жить дальше, то есть в сторону восстановления истинного значения дхармы в обществе, и сейчас они как раз делают первые шаги на этом пути.

Шакуни был отдельно счастлив, когда с городской стены увидел, что Пандавы пошли в одну сторону, а колесница Кришны поехала в другую,...

...то есть интрига точно удалась, и Кришни не захотела идти с ними в одно изгнание.
@темы: Кришна, Кришни, сезон 2: Потеря Индрапрастхи