воскресенье, 03 апреля 2022
—


Решение Бхишмы
Вечером к Бхишме на его любимый балкончик пришел Видура, чтобы попытаться сделать хоть что-нибудь для мира в семье и исполнения закона в царстве. Однако он быстро убедился в нереалистичности задачи – дядя после скандала на крылечке нисколько не успокоился и никакие логические доводы не воспринимал. Сначала Видура послушал про то, что Юдхиштхира как будущий правитель теперь ничем не лучше Дурьодханы, не оправдал надежды всей жизни Бхишмы на праведного царя в Хастинапуре, и за такое внук теперь только через труп Бхишмы сможет получить корону – а он вообще-то бессмертный. Потом пришло время послушать о том, что Бхишма совершенно не обязан терпеть этот разврат в своем доме, и, пользуясь своим правом старшего в династии, он завтра же выгонит всех оскорбивших его в лучших чувствах Пандавов из дворца вместе с их так называемой женой. На закуску Бхишма посетовал, что царица Сатьявати сбросила на него царство и ушла на пенсию жить в ашрам – несмотря на некоторые противоречия, имевшие место между ними, насколько же с ней вотэтовсё было легче, проще и лучше… Тут Видура попробовал было заикнуться, что вот Юдхиштхира, которого Сатьявати, кстати, видела своим преемником, решил не бросать царство и не идти в ашрам, но только получил новый виток эмоций о том, что неужели Бхишма обречен на вечное служение недостойным потомкам Сатьявати.
Короче, Видура сделал несколько кругов бессмысленного спора с Бхишмой да и ушел, пожелав дяде спокойной ночи – по сути, ушел ни с чем, разве только с надеждой, что смог все-таки загрузить свои доводы в голову дяде, чтобы тот переспал с ними этой ночью; вдруг завтра от этого произойдет чудо, и перед царским советом, где как раз и собирались обсуждать возвращение Юдхиштхире его полномочий наследного принца, дядя окажется более вменяемым и адекватным для разумного диалога - тогда Видура попробует еще раз доказать Бхишме, что нет ничего хорошего в том, чтобы идти против закона и здравого смысла, оспаривая права Юдхиштхиры, который хоть и оказался неожиданно неидеальным, но так и остался самым достойным из всех претендентов на корону; а еще лучше замять для ясности весь этот вопрос во имя мира в семье: ничто не мешает Кауравам воспринимать Кришни как жену Юдхиштхиры, а что там происходит между остальными братьями – надо ли оно им, тем более что «так называемая жена» это все-таки не кто попало с улицы, и стоит ли Хастинапуру как-то дополнительно ухудшать испорченные Бхишмой и без того нездоровые отношения с Панчалом.
***
В это время Пандавы и Кришни собрались в комнате Юдхиштхиры, чтобы обсудить, что вообще для них означает этот скандал на крылечке и что им ждать от завтрашнего царского совета. Кришни сказала, что она обязательно должна пойти на совет с мужьями – чтобы ее новая семья в принципе привыкала к ее существованию, но завтра вряд ли ей будет уместно подавать там голос, потому что это просто вызовет вопрос к Юдхиштхире, зачем он привел на царский совет свою любовницу, и поэтому она во всем надеется на мужей.
Юдхиштхира попросил у всех высказать мнение, что ему делать, если дедушка завтра выгонит их всех из дома – понятно, что он не потеряет от этого права на трон, но как ему в таких условиях отстаивать эти права… он совсем не хочет идти против дедушки, и, может, все-таки лучше отказаться? Его более-менее, но с оговорками, поддержал только Бхима, который был оскорблен сегодняшним приемом на крылечке и готов был стать на позицию «ноги моей больше не будет в Хастинапуре». Остальные сказали, что в любом случае права надо отстаивать. Арджуна еще дополнительно заявил, что если они отступят, то признают этим неправильность своего решения о женитьбе – а это было абсолютно верное решение, поэтому им точно нельзя отступать. Разумеется, за это Арджуна получил в свою сторону от Кришни ее характерный взгляд, полный любви и обожания.
Однако Юдхиштхира начал упираться, указывая, что дедушка все-таки старший в семье, и они должны его слушаться во всем – не только в требовании уйти из дома, но и в требовании отказаться от прав на трон. Тогда слово опять взяла Кришни и сказала, что права Юдхиштхиры законны, а проблемы с Бхишмой вылезли исключительно от их семейных отношений – и решаться должны тоже не на царском совете, а на личном уровне. Бхишма против Юдхиштхиры не потому, что внук требует то, на что не имеет права по закону, а потому, что злится на него и на его братьев. Вернее, он даже не на них злится – конечно, он их любит и рад, что они остались живы-здоровы при пожаре и вернулись домой, а кроме того, он уверен в том, что хорошо их воспитал. Он злится только на нее, и даже если он на крылечке орал исключительно на Юдхиштхиру, то виновником ситуации всё равно считает именно ее. Поэтому она и должна идти к нему за прощением, снисхождением и просьбой не отказывать Юдхиштхире от дома и от трона, что она и собирается сделать. Только не сейчас, а завтра утром перед царским советом – сейчас он, может, спит уже, а, может, всё еще переживает по поводу скандала на крылечке, так что вряд ли с ним можно вести адекватные переговоры, а на завтрашнее утро все-таки надежд побольше.
Пандавы сначала не очень восприняли ее идею и предлагали как минимум составить ей компанию – всем пятерым или кому-то одному. Но Кришни утверждала, что весь смысл как раз в том, чтобы она разговаривала с Бхишмой одна, и в итоге мужья согласились.
Так обсудив завтрашний день, все собрались уходить, кроме, разумеется, хозяина комнаты. Только вот у самого выхода Кришни, которая шла последней, затормозила и вернулась к Юдхиштхире - и тот получил от нее всё тепло ее пламенного оптимизма. Она сказала, что как бы там у них ни сложилось завтра, оно обязательно будет к лучшему, потому что по-другому просто невозможно – ведь Юдхиштхира выбрал следование своей истинной дхарме; и пусть его не тревожит отношение дедушки – Юдхиштхира всё правильно сделал, потому что выбирать всегда нужно в пользу истинной дхармы, а в его случае это дхарма праведного царя, а не мужа или брата; и вообще, это всё временные трудности – опять же потому, что он идет по пути своей истинной дхармы.
Вроде как Кришна при прощании с Кришни в позапрошлой серии Юдхиштхира тоже заметил, что у него теперь есть жена, с которой он точно не сможет сойти с пути своей истинной дхармы. Кришни выразила уверенность, что с ней он не только не сможет, но и не захочет сходить с этого пути – ведь каким бы ни был сложным этот путь, это единственный путь, на котором человек может быть по-настоящему счастлив; когда все эти временные трудности пройдут, он обязательно почувствует, что это так и есть, а она так вообще уже чувствует себя счастливой - вроде бы не должна после такого, мягко говоря, нерадушного приема, но всё равно она счастлива. Юдхиштхира ответил, что он, пожалуй, тоже чувствует, что это так и есть, и счастлив...
***
Пока Пандавы обсуждали свое не слишком завидное положение в родном доме, Бхишма после ухода Видуры с балкончика постоял там какое-то время один, страдая по поводу отсутствия у Хастинапура в обозримом будущем всяких перспектив насчет праведного царя, а у него - всяких перспектив считать свое обещание отцу о его достойном преемнике на троне царства выполненным и с чистой совестью отправиться на тот свет.
К Бхишме подошел слуга и сказал, что пришел генерал Шикханди и просит передать – он только что вернулся из Кхандавапрастхи и готов доложить обстановку, но если для доклада уже слишком поздно, то там ничего срочного и это можно перенести на завтра. Душа Бхишмы просигнализировала ему, что в его нынешнем отчаянном положении постоять рядом с человеком, который может отправить ее на тот свет независимо от его клятв и праведности-неправедности хастинапурских царей, это как раз то, что сейчас надо, поэтому очень скоро Шикханди появился рядом с ним на балкончике – под музыкальную тему «я сложу перед вами свое оружие», которую мы уже давненько не слышали. И Бхишма вдруг почувствовал себя на удивление спокойно и захотел, по крайней мере до завтрашнего царского совета, забыть про несбывшиеся надежды на праведность Юдхиштхиры и про жуть-адхармичный типа-брак любимых внуков и просто обсудить с Шикханди ситуацию в Кхандавапрастхе, как будто в его доме всего этого разврата не было и нет.
На самом деле та прерванная поездка Бхишмы в Кхандавапрастху оказалась прерванной только для Бхишмы – они туда ехали вместе с Шикханди, и после того как Бхишма получил сообщение от Видуры, только он повернул назад в Хастинапур, а Шикханди дальше поехал выяснять на месте, насколько же в этой провинции всё плохо. И вот он, как всегда, быстро со всем справился, и сейчас рассказал Бхишме, что их план А, который они обсуждали по дороге – отдать рептилоидам практически всю бесполезную Кхандавапрастху в обмен на безопасность границ столичного региона – ему не нравится. Не только потому, что в принципе отдавать земли это урон для престижа империи, тем более ее исконные земли, а главным образом потому, что рептилоиды злы по природе, людей не любят и обманывать их считают благим делом, так что не будут они соблюдать никаких договоренностей. Но у Шикханди созрел за время поездки амбициозный план Бэ. Основная идея заключалась в том, что все говорят, будто засуха пришла в регион из-за Индры - он проклял эти земли и уже десятилетиями не посылает туда дождей; однако очень возможно, что это совсем не проклятие, а, так сказать, знак от божества, что основные сокровища этого места находятся не на земле, а под землей. В свете этой гипотезы план у Шикханди был такой: полностью выбить рептилоидов из Кхандавапрастхи, таким образом обезопасив это место, и провести там после этого георазведку – наверняка там есть нефть или газ какие-то ценные полезные ископаемые. Если да, то стоит подумать о том, чтобы выжечь приграничные леса, выкурив оттуда оставшихся рептилоидов, а на этом месте организовать сельское хозяйство, которое и обеспечит Кхандавапрастху, где будут добывать те предполагаемые ценные полезные ископаемые, едой и водой. Профит!
Бхишме всё понравилось, и он сказал, что Шикханди, как всегда, крут и может готовиться к походу на рептилоидов, а он завтра перед царским советом скажет Видуре, чтобы тот готовил георазведку. Бхишма еще раз со всех сторон похвалил Шикханди, закончив тем, что тот, конечно, заслужил отдых, тем более что уже так поздно, поэтому он может сейчас идти к себе домой.
Поняв, что Бхишма действительно настроен с ним попрощаться, Шикханди не мог в это поверить – чтооооо??? а где разговоры про скрепную дхарму?! как раз тогда, когда я именно за ними и пришел!!!
Дело в том, что Шикханди и правда вернулся из Кхандавапрастхи вот только что и в других обстоятельствах отправился бы домой спать, а с докладом к Бхишме пришел бы утром - потому что и в самом деле не было в его плане Бэ по Кхандавапрастхе ну абсолютно никакой срочности. Но как только он нарисовался в Хастинапуре, то ему сразу со всех сторон сообщили, что сегодня во дворец вернулись выжившие Пандавы, которые все впятером женились на принцессе Кришни, и из-за этого на крылечке был скандал, на котором Бхишма орал Юдхиштхире, что тот теперь никогда не сможет править Хастинапуром, а на завтра назначен царский совет, где будет обсуждаться вопрос возвращения Юдхиштхиры к своим обязанностям наследного принца.
Услышав эту новость, Шикханди впервые подумал, что, возможно, это он по собственной недалекости считал, что служение Хастинапуру – это кара за какие-то неведомые ему грехи прошлой жизни, а на самом деле это Шива так исполняет его детские желания, а конкретно желание покорить Хастинапур и желание иметь брата или сестру, которые бы правили царством, а он мог бы сосредоточиться на командовании армией. Если Юдхиштхира станет царем, то служба Хастинапуру, то есть своей сестре и своим племянникам, уже не будет казаться каким-то невнятным искуплением неизвестных грехов прошлой жизни, а приобретет для Шикханди реальный смысл – более того, со всех сторон прекрасный смысл! По сути Хастинапур превратится в Панчал - как он и хотел! А собственно, почему «если Юдхиштхира станет царем»? - Юдхиштхира уже наследный принц, то есть гарантированный будущий царь… и интересно, конечно, как Бхишма собрался его раскороновывать… или как всегда – Бхишма выше всех этих презренных законов…
Шикханди хоть и служил в столице пока всего ничего, но уже понял, что еще за какие-то грехи его прошлой жизни именно по его ушам Бхишме очень нравится ездить скрепной дхармой - особенно в то время суток, когда не озабоченные вопросами скрепной дхармы видят десятый сон. И он надумал напроситься к Великому на доклад - ведь если он правильно понял тему скандала на крылечке, то Бхишма сейчас должен испытывать острое желание рассказать о том, как раньше дхарма скрепнее была, а позднее время должно дополнительно располагать его к этой теме. Шикханди решил, что ему стоит выяснить намерения Бхишмы относительно Юдхиштхиры прямо сейчас - вдруг он может как-то помочь сестре перед завтрашним царским советом.
А тут вдруг такой облом - Бхишма желает ему спокойной ночи, ни слова не сказав про скрепную дхарму.
Тогда Шикханди спросил в лоб - мол, я тут слышал кое-что и правильно ли я понял, что Дурьодхана больше не наследный принц, потому что Юдхиштхира вернулся живым-здоровым и завтра будет заседать в царском совете?
Уже совершенно спокойный и умиротворенный Бхишма сказал, что да - так и есть.
Короче, Шикханди ушел с балкончика в полном недоумении, почему в этот раз его уши не заинтересовали Бхишму на предмет скрепной дхармы. Однако выходило, что Бхишма покричал-покричал да и сам понял, что он никак не сможет законно раскороновать Юдхиштхиру, и - что само по себе удивительно - его это даже остановило, так что Шикханди нечего переживать по поводу завтрашнего царского совета. То есть сестра и ее дети таки будут править Хастинапуром - и он превратится в Панчал!
Жизнь заиграла совсем другими красками.
Пока Бхишма слушал план Бэ Шикханди по Кхандавапрастхе, его душа всё меньше и меньше негодовала, что освободиться от тюрьмы человеческого тела она сможет точно не раньше, чем править царством станет гипотетический праведный сын Юдхиштхиры, а может и так случиться, что Бхишма вообще обречен на бесконечное служение недостойным потомкам Сатьявати. Нет, Шикханди точно сможет вызволить ее из этой тюрьмы гораздо раньше.
Успокоенная душа перестала желать наказания любимому внуку за его внезапное несоответствие высоким идеалам праведности, и как ни хотел он отрешиться от возмутительной ситуации с жуть-адхармичным типа-браком и просто обсудить с Шикханди Кхандавапрастху, а всё равно в голове нет-нет да и всплывали доводы Видуры:
- Чем теперь Юдхиштхира как наследный принц лучше Дурьодханы? - А чем теперь Юдхиштхира как наследный принц хуже Дурьодханы?
- Юдхиштхира не оправдал надежд на выполнение того обещания, которое Бхишма дал своему отцу. - А должен был?
- Сколько слез было пролито над обгоревшим оружием Пандавов - а вышло, что лучше бы сгорели благочестивыми?
- Бхишма сам просил Панду не проходить тру-искупление греха, а оставаться править в грешном состоянии. - Почему Юдхиштхиру нельзя оставить править в грешном состоянии?
- Сатьявати ушла в ашрам - плохо, Панду ушел искупать грехи в лес - плохо, а Юдхиштхира не ушел ни в лес, ни в ашрам, а пришел править царством - тоже плохо. - Что тогда хорошо?
А также довод уже самого Бхишмы:
- Чем Юдхиштхира в смысле праведности хуже Сатьявати? При Сатьявати служить трону было ок, а при Юдхиштхире будет не ок?
В конце концов, давая свою клятву, Бхишма пообещал Сатьявати, что ее потомки будут править Хастинапуром, и среди своих потомков она выбрала именно Юдхиштхиру... От Бхишмы требуется лишь выполнять данное ей обещание... Освобождение его души от проклятия человеческого существования не в праведном царе на троне Хастинапура - ее освобождение стоит сейчас рядом с ним...
Ладно, раз Юдхиштхира хочет править - пусть правит...
Шикханди на самом деле так никогда и не понял, как же он помог своей сестре в ее завтрашней задаче убедить Бхишму не отказывать Юдхиштхире от дома и от трона – просто постояв рядом с Великим на балкончике.
***
Уже идя по дворцовой территории к своему дому, Шикханди заметил вдалеке четверых Пандавов и стал приглядываться повнимательнее - вдруг где-то рядом с ними есть и его сестра! Тогда стоило бы свернуть с дороги и подойти к ним, чтобы поздороваться и под этим предлогом получить возможность быть представленным ей. Будучи признанным монстром светских бесед, Шикханди не сомневался, что уже с первого знакомства он получит ответ на свой единственный вопрос по поводу жуть-адхармичного типа-брака сестры, который не давал ему покоя с того самого момента, как Шикханди про этот брак услышал: как ей удалось получить благословение на него у их родителей???
Но никакой девушки рядом с Пандавами, к сожалению, не было, и Шикханди решил не сворачивать с дороги, а идти прямо к себе.
Однако даже с того неблизкого расстояния и при свете фонарей Шикханди отметил, что Накула красавчик - такого точно стоило взять пакетом к Юдхиштхире... Но как - как у сестры это получилось?
@темы:
Шикханди-АУ,
Кришни,
сезон 1: Возвращение в Хастинапур